Узбекистан «сжигает» мосты
Узбекистан ликвидировал последний мост, связывавший соседние районы - узбекский Кургантепинский и киргизский Кара-Суйский - и носивший, по иронии судьбы, название «Мост дружбы». В ночь на 9 января узбеки подогнали автокраны и прочую строительную технику и полностью разобрали часть моста со своей стороны.
Мост через пограничную реку Шарихансай состоит из трех пролетов - по 3 метра с киргизского и узбекского берегов, и 6-метровый «нейтральный» пролет посреди. Узбекские власти полностью разобрали свой пролет. Построенный еще в 80-е годы, этот мост был автомобильным. Но в 1994-м узбекские власти движение транспорта через него перекрыли, превратив мост в пешеходный и выставив таможенный и пограничный посты. Он оставался единственной ниточкой, связывающей киргизское Кара-Суу и узбекское Карасу - села, родственные не только по названиям: их жители давно связаны множеством родственных уз (в этом регионе Киргизии компактно живет самая большая узбекская диаспора). Другой мост, металлический, через который пролегала трасса, соединявшая еще и Ошскую и Джалал-Абадскую области Киргизстана, узбеки наполовину срезали еще в 2000 году, после чего киргизским гражданам, чтобы попасть на свою же территорию, пришлось ехать в объезд через Узген.
Наутро после демонтажа моста узбекские власти усилили в своем Карасу милицейские наряды и даже: ввели туда войска. Сделано это было, дабы предотвратить народные волнения. Дело в том, что больнее всего ликвидация моста (пропускавшего в сутки в среднем 10 тыс. человек!) ударила по населению приграничных узбекских районов, кормившихся на киргизском Кара-Суйском базаре - самом большом в этом регионе. Сюда из соседнего Китая идет мощный поток товаров, который узбеки скупали оптом и перепродавали у себя. Здесь же они имели возможность продавать свою сельхозпродукцию. Ощутимый удар нанесен и киргизским предпринимателям. И главным последствием закрытия моста будет, по мнению главы Кара-Суйского района Адама Закирова, усиление контрабанды. По слухам, уже появились предприимчивые люди, начавшие весьма оригинально зарабатывать на возникшей проблеме: пока уровень воды в пограничной реке по-зимнему низок, они, надев резиновые сапоги, перевозят желающих на другой берег на: своем загривке.
Самой непонятной пока остается цель ликвидации моста. Местные власти утверждали, что это - якобы временный карантин, причина которого - вспышка неких инфекционных заболеваний в Киргизии. Однако Минздрав Узбекистана уже вынужден был признать, что никаких особых «вспышек» в регионе не наблюдалось, и что инициатива закрытия моста от медиков не исходила. Очевидно, однако, что решение принималось не на местных уровнях, а в Ташкенте. Официальной реакции киргизских властей на действия Узбекистана пока не последовало. Что примечательно, инцидент произошел накануне 10-летнего юбилея установления дипломатических отношений между двумя странами: узбекский министр иностранных дел пригласил своего киргизского коллегу отметить 16 января эту дату в Ташкенте.
По словам главы администрации Кара-Суйского р-на А.Закирова, администрация проинформировала о случившемся областное руководство и Бишкек, где теперь и должны думать, как реагировать на случившееся. Ну а пока гражданам обоих государств, чтобы пересечь границу, приходится добираться до ближайшего пешеходного моста в 10 км от Кара-Суу либо делать 30-километровый крюк до Оша, к таможенно-пограничному посту «Достук».
Большинство аналитиков считает, что истинная цель этой акции - попытка узбекских властей бороться с интервенцией товаров из Киргизии и оттоком валюты в соседнюю республику. Однако складывается впечатление, что кому-то в Ташкенте попросту на руку усиление напряженности в Ферганской долине на границе двух стран, чьи отношения и так далеки от идеальных.
Вадим НОЧЕВКИН