ТУРКМЕНБАШИ ПРОСИТ ВЕРНУТЬ ЕМУ ОППОЗИЦИОНЕРОВ Екатерина ГРИГОРЬЕВА
Сапармурат Ниязов считает дело о покушении на себя совершенно законченным. Отказывать обвиняемым (да и всем остальным) в праве двойного, российско-туркменского гражданства Ниязов больше не собирается, о чем и сообщил в ходе телефонного разговора с Владимиром Путиным (беседа состоялась почти сразу после оглашения пожизненных приговоров). Речь шла и о том, чтобы вернуть на российскую территорию арестованных по делу о покушении.
Было решено, что некоторые осужденные могут быть переданы России. Но, как сообщили "Известиям" кремлевские источники, исключительно те, кто имеет только российское, а не двойное гражданство. Таких по делу о покушении на Ниязова проходит, по крайней мере, четверо (трое из них по национальности чеченцы, один - армянин). Задержаны они были через несколько дней после того, как в Ашхабаде сообщили о покушении на жизнь президента, задолго до арестов лидеров оппозиции. Туркменские источники называют этих четверых "обычными наемниками", подчеркивая, что у российского правосудия к ним свои претензии, не имеющие отношения к покушению.
Ниязов в своих разоблачительных речах неоднократно подчеркивал наличие российского гражданства и у главного, по мнению Ашхабада, заговорщика Бориса Шихмурадова. Никаких документов, удостоверяющих туркменское гражданство, у бывшего главы МИД нет - внутренний паспорт давно недействителен, дипломатический сдан. Тем не менее формально Шихмурадов является гражданином Туркмении - все, кто к моменту принятия туркменского закона о гражданстве (то есть к 1992 году) постоянно проживал на территории страны, являются ее гражданами. Исключение составляют лишь те, кто от гражданства отказался, Шихмурадов к ним не относится.
Так что ни Шихмурадов, ни большинство остальных осужденных под те договоренности, которые были достигнуты в президентских переговорах, не подпадают - ни у кого из них нет исключительно российского гражданства. Хотя и не исключено, что негласные попытки повлиять на их судьбу будут предприняты в дальнейшем.
Зато эти договоренности могут сказаться на тех оппозиционерах, кого туркменские власти очень хотели бы увидеть на скамье подсудимых. Туркменбаши предложил пополнить законы о двойном гражданстве пунктом, который обязует стороны автоматически выдавать друг другу лиц, обвиняемых в совершении преступлений на территории одного из государств. Кроме того, Ниязов считает, что Россия могла бы более активно участвовать в розыске людей, интересующих туркменское правосудие. Туркменские источники уверяют, что Путин с этим предложением согласился.
В деле о покушении было вынесено два заочных пожизненных приговора людям с двойным гражданством - бывшему главе Центробанка Худайберды Оразову и бывшему послу в Турции Нурмухаммеду Ханамову. В Ашхабаде считают, что искать их стоит на российской территории. Российская конституция запрещает выдачу своих граждан другим государствам, что до сих пор не мешало Ашхабаду направлять запросы об экстрадиции. Пока ни один из запросов удовлетворен не был.