CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

strana.ru

ЕврАзЭС: неспешное объединение после стремительного расставания

19 февраля 2003

ЕврАзЭС: неспешное объединение после стремительного расставания Евразийское сообщество может пойти по пути Германии и Франции Алексеев Юрий, 19 февраля 2003

Когда 31 мая 2001 года в Минске руководители Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана объявляли о начале практической деятельности новой международной организации - Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), они заявили о том, что эти страны избрали путь глубокой и динамичной интеграции, прежде всего в экономической области. Однако тенденции развития политической и экономической ситуации в каждой из этих стран, в других государствах СНГ, а также в отдельных регионах и мире в целом, показывают, что ЕврАзЭС от организации экономического сотрудничества естественным путем вполне может дорасти до уровня «сообщества интегрированных государств» в более широком смысле.

Как известно, первым шагом к формированию этого экономического объединения стало подписание в 1995 году Соглашения о Таможенном союзе между Россией и Белоруссией, к которому затем присоединились Казахстан и Киргизия. Но уже в 1996 году эти страны подписали Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях, в котором была поставлена цель создать в перспективе "сообщество интегрированных государств" путем "поэтапного углубления интеграции в экономике, науке, образовании, культуре, социальной сфере и иных областях при соблюдении суверенитета сторон". При этом Договором предусматривалось также согласование внешнеполитического курса и совместная охрана границ.

К более высокой степени интеграции ни одну из стран-участниц ЕврАзЭС никто не подталкивал. Необходимость более широкого и тесного сближения в рамках этой организации была осознана каждым из ее участников на фоне событий, происходивших в то время в мире и в каждой из этих стран. Они показали, что суверенитет, к которому так стремились отдельные политики и политические силы бывших советских республик, и его активная демонстрация в процессе общения как с бывшими братскими республиками, так и с остальным внешним миром, желаемого результата не приносит. Разобщение союзных республик привело лишь к развалу межгосударственных хозяйственных связей, потере контроля над ситуацией на внешних границах, утрате международного авторитета каждого самостоятельного государства и их неготовности к выработке адекватных ответов на появившиеся вдруг новые вызовы и угрозы.

Попытка справиться с этими проблемами совместными усилиями в рамках спешно сколоченного СНГ большого успеха не имела, между тем интеграция небольшого числа стран, объединенных осознанным стремлением к воссозданию единого механизма координации развития экономики и обеспечения безопасности границ, показалась тогда реальной, и в конце концов она таковой и стала.

26 февраля 1999 года Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, однако в процессе его реализации стало ясно, что продвижение по намеченному пути затруднительно без четкой организационно-правовой структуры, обеспечивающей, в первую очередь, обязательность выполнения принятых решений. В целях решения этой проблемы 10 октября 2000 года в Астане президентами Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана и был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, ставший основой для перевода сотрудничества пяти государств на качественно новый уровень. Договор ратифицирован всеми государствами-участниками и 30 мая 2001 года вступил в силу.

В рамках ЕврАзЭС действует высший орган сообщества Межгосударственный Совет (Межгоссовет), Интеграционный Комитет, постоянно действующий в составе вице-премьеров, ведется работа по созданию Суда Сообщества, который должен рассматривать споры экономического характера, а также Межпарламентской Ассамблеи, ключевой задачей которой явится гармонизация национального законодательства государств-членов.

Российские дипломаты и политики, говоря о ЕврАзЭС, предпочитают не акцентировать внимание на политической и военной составляющих его деятельности и, как правило, говорят лишь об экономическом взаимодействии. О политическом взаимодействии в рамках Сообщества ничего не говорится и в послании российского президента участникам Экономического Форума ЕврАзЭС, который проходит сейчас в Москве. За экономические рамки рассматриваемых на нем проблем выходят лишь решения о формировании единого информационного, культурного, научного и образовательного пространства. Но это отнюдь не умаляет возможности того, что дальнейшее развитие отношений в пределах этой организации (пока еще не союза) могут развернуться по схеме: гармонизация национальных законодательств - эффективная экономическая интеграция - активная общая внешняя и оборонная политика - прочный союз единомышленников - единое государство. А почему бы нет, если так далеко разведенные второй мировой войны, исключительно суверенные Франция и Германия говорят сегодня о создании единого государства? Даже при наличии в Европе весьма эффективного экономического сообщества - Европейского Союза. У стран ЕврАзЭС и не присоединившихся пока к этому сообществу других государств СНГ, пожалуй, не меньше общих интересов и причин для воссоздания Союза, чем у Парижа и Бонна. Причем союза, взаимодействующего не только в сфере экономики.

Все это не означает, что нужно торопить события. На пространстве бывшего Союза всегда жили и действовали неторопливо, правда, расставались стремительно. Но и опоздать нельзя. Видимо, именно поэтому Нурсултан Назарбаев и Михаил Касьянов в один голос заговорили сегодня на Форуме о введении единой валюты на пространстве ЕврАзЭС: один как о крайней необходимости, а другой - как о возможности. Думается, что сама жизнь высказывается сегодня в пользу активной позиции.

strana.ru

Предыдущая статьяТаджикистан выступает за синхронность в реформировании экономик государств ЕврАзЭС
Следующая статьяБайконур, нефть и атом стали главными темами переговоров двух президентов