Азиатский ответ Тони Блэру Текст: Артем Вернидуб
Участники Договора о коллективной безопасности, в который входят шесть стран СНГ, завершили оформление новой военно-политической организации. Ее секретарем стал Николай Бордюжа. Теперь Владимиру Путину будет чем встречать Тони Блэра в Москве.
Владимир Путин гостит в Душанбе с субботы. За два предыдущих дня он успел провести двухсторонние переговоры со своим коллегой Эмомали Рахмоновым, посетить пасхальную службу в православном храме, встретиться с другими президентами стран СНГ на саммите Евро-Азиатского экономического сотрудничества и, что самое главное, посетить один из полков 201-й мотострелковой дивизии, где президент провел совещание с офицерами и сыграл в нарды.
При этом таджикские власти предложили придать дивизии статус российской военной базы. Российское руководство готово пойти на это. Создание базы должно было стать одним из решений Совета коллективной безопасности, в котором состоят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан, подписавшие Договор о коллективной безопасности.
Президент Рахмонов выбрал для заседания совета ДКБ романтическое место - свою резиденцию «Пугус», расположенную в горах. «Я здесь первый раз, здесь очень красиво», - первым делом похвалил хозяина Путин, который на сегодняшнем заседании был председателем (в следующем году главой совета будет Эмомали Рахмонов). «Прежде всего необходимо поговорить о международных делах, событиях, которые произошли на международной арене за последнее время», - деловито начал заседание Путин. Поговорив о судьбах мира, президенты подписали ряд важных документов. Общаясь позже с журналистами, Владимир Путин подчеркнул, что это стратегически важные, а не технические документы. «Мы окончательно договорились о военных и военно-политических механизмах, принято решение о создании Объединенного штаба, сил быстрого развертывания и решение о согласовании политических позиций», - сказал глава российского государства.
Если о создании штаба сил быстрого развертывания было известно заранее, то на уточняющий вопрос, как же политические позиции отразятся на военном сотрудничестве, Путин ответил уклончиво: «Организация ДКБ располагает такими инструментами, которых у других организаций нет». «Приняты поворотные решения, - вторил ему президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. - Создан Объединенный штаб, определены штаты и их финансирование». «Мы особое внимание уделяем белорусско-российской военной группировке», - вставил свое слово Александр Лукашенко. «А в июле официально откроем авиабазу в Киргизии», - напомнил президент Аскар Акаев («Газета.Ru» рассказывала о том, что в декабре на аэродроме Кант близ Бишкека была основана российская авиабаза, на вооружении которой стоят шесть истребителей-перехватчиков Су-27 и пять штурмовиков Су-25).
Но главное - не единый штаб с его финансированием и даже не политические позиции, а то, что страны СНГ будут закупать российское оружие по тем же ценам, что и российская армия.
Об этом не без удовольствия сообщил президент Назарбаев: «Продажа вооружений - а не секрет, что основным поставщиком вооружений для стран ДКБ является Россия - будет производиться на условиях продажи российским Вооруженным силам. Это создает братство по оружию».
Братские отношения распространятся не только на многомиллионный экспорт вооружений, но и на обучение офицеров из стран СНГ в российских военных вузах. Учить их теперь будут на льготных условиях. Путин об всем этом военном сотрудничестве говорил меньше всех, а о том, что 201-я мотострелковая дивизия станет базой и России придется платить за ее аренду, судя по сообщениям агентств, вообще не вспомнил. Путин говорил о другом - о необходимости противостоять международным террористам и торговцам наркотиками.
Самым приятным моментом для президента Путина, наверное, стало назначение секретарем совета ДКБ его бывшего сослуживца по кремлевской администрации Николая Бордюжи.
В сентябре 1998 года кадровый офицер КГБ Бордюжа, возглавлявший до того Федеральную погранслужбу, стал секретарем Совета безопасности России, а в декабре того же года Борис Ельцин неожиданно назначил его главой кремлевской администрации. В тот же период пошла резко в гору и карьера Владимира Путина. В мае 1998 года он стал первым замглавы президентской администрации, а в июле был назначен директором ФСБ. Очевидно, что даже если Путин и Бордюжа не были до того знакомы, именно осенью 1998 года они должны были начать общаться едва ли не в ежедневном режиме. Судя по всему, у Путина остались приятные воспоминания. В Кремле Бордюжа не задержался, а спустя год был назначен послом в Дании, откуда был отозван совсем недавно. Теперь он заменил Валерия Николаенко на посту генсека ДКБ.
Наконец, лидеры шести стран поставили подписи под итоговым политическим заявлением о ситуации в мире, обсуждать которую их призывал Путин. В этом заявлении нет ничего неожиданного: подтверждена готовность стран ДКБ внести вклад в укрепление региональной и международной безопасности и так далее. Однако это заявление, видимо, президент России сможет предъявить британскому премьеру Тони Блэру, который прилетает завтра в Москву. Таким образом, Путин покажет главному союзнику США, что Россия не собирается покидать стратегические рубежи в Средней Азии.