CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

centran.ru

Общение с Ираном требует терпения

25 июня 2003

Общение с Ираном требует терпения /25 июня 2003 года/ Амир Тахери /Gulf News/

Выражение «смена режима» снова в ходу.

Вашингтонские ястребы, обеспокоенные ядерными возможностями Ирана, призывают к свержению исламистского правительства. Эти ястребы путают Иран с Ираком Саддама Хусейна.

Ирак был обыкновенной камерой пыток для жестокого диктатора. В отличие от Ирака, в данном случае нет необходимости в военном вмешательстве в Иране, стране с хорошо развитой оппозицией, стране, где ведутся активные дебаты между сторонниками жесткой линии и умеренными политиками, и есть реальные шансы на демократизацию общества без вмешательства со стороны США. Иран напоминает двухголового орла, пытающегося лететь одновременно в двух разных направлениях.

Одна голова представляет революцию Хомейни с ее безнадежными амбициями экспорта несостоятельной идеологии и создания исламской сверхдержавы для борьбы с американским «Большим Сатаной» и утверждения ислама, как единственной веры человечества.

Другая голова - это иранские народ и государство, одно из старейших в мире, которое мало интересует исламская набожность, не говоря уже о воинственности. Возьмем для примера Тегеран. В этом городе с населением в 12 миллионов человек имеется немногим больше 700 мечетей. В то же время в Эр-Рияде, столице Саудовской Аравии с двумя миллионами жителей, функционирует 2600 мечетей.

Опрос общественного мнения, проведенный в Тегеране государственным статистическим бюро в феврале с.г., показал, что 70 процентов иранцев благоприятно настроено по отношению к США. А это гораздо б?льшие показатели, чем в Великобритании, не говоря уже о Франции и Германии.

Более 60 процентов иранского 70-миллионного населения представлено молодыми людьми младше 30 лет, которые не могут помнить состояния дел в стране до Исламской революции 1979 года. Страна не в состоянии предоставить своей неудовлетворенной молодежи возможности получить достойное образование, организовать свой досуг и иметь работу. Доход среднего иранца, остающийся после уплаты налогов, сегодня на 50 процентов меньше, чем был в 1977 году. Доклад международного валютного фонда по вопросу об «утечке мозгов» из Ирана ставит эту страну на первое место в списке, представленном 91 развивающейся страной. До 180 тысяч высокообразованных иранцев ежегодно эмигрирует из Ирана преимущественно в Северную Америку, и теперь в Канаде больше иранских докторов, чем в самом Иране. Уровень безработицы среди молодежи колеблется на уровне 30 процентов.

Это неудовлетворенное поколение, истосковавшееся по более либеральному и открытому обществу, должно рассматриваться американской стороной как надежда на эволюционную смену режима. За последние несколько дней тысячи студентов вышли на улицы иранских городов, протестуя против правящего режима. Из Тегеранского университета движение студентов распространилось на студенческие городки других иранских городов. Оно получило поддержку и со стороны некоторых представителей среднего класса, в то время как индустриальные рабочие в ряде городов провели из солидарности забастовки.

Хомейнистский истэблишмент уже не так силен в деле уничтожения оппонентов, как это было на протяжении 80-х и 90-х годов. Армия и полиция дали понять, что не будут стрелять в демонстрантов, выступающих против режима, а наемные убийцы режима, известные как «последователи партии Аллаха» («Ансар Хезболлах»), недостаточно многочисленны и надежны для того, чтобы бороться с оппонентами и разгонять демонстрации. И все же, Иран не стоит на пороге второй революции или гражданской войны, как предполагают некоторые политические обозреватели. Угрожающе шипящий вулкан вряд ли скоро пробудится. Требование студентов об изменении конституции, похоже, находит определенную поддержку среди истэблишмента. Более двух третей членов иранского парламента - Собрания исламского совета (Меджлиса) - опубликовало открытое письмо к духовному лидеру, аятолле Али Хаменеи, призывающее отделить церковь от государства. Еще одно открытое письмо, подписанное 250 интеллектуалами с безупречным хомейнистским послужным списком, призывает к еще большим реформам, а именно к установлению в стране демократической системы по западному образцу. Внутри Ирана может назреть консенсус о переменах через референдум. Одна очень популярная идея заключается в том, чтобы убрать из конституции страны две статьи и внести поправки еще в шесть, и тем самым отделить церковь от государства. В соответствии с имеющимися предложениями, пост Высшего Руководителя, занимаемый аятоллой Хаменеи, будет упразднен, что позволит Ирану стать «нормальной» республикой с избираемыми и подотчетными народу президентом и парламентом.

Сегодня вряд ли кто-нибудь, даже среди иранского истэблишмента, готов защищать принцип «Велаят-е Факих» (Попечительства Духовности), в соответствии с которым мулла или высший священнослужитель - Верховный Руководитель - расценивается как воплощение божественной воли на земле и наделяется абсолютными полномочиями.

Сделанное недавно Хаменеи заявление о том, что демонстрации были организованы американскими наймитами, было свидетельством изначальной панической реакции испуганного режима. Затем тактика поведения была изменена на более мудрую. Сейчас даже сторонники Хаменеи допускают, что движение в поддержку демократических реформ имеет слишком широкую базу, чтобы обращаться с ним как с частью давления, оказываемого на режим администрацией Буша. Американское присутствие в соседних с Ираном странах, особенно в Ираке и Афганистане, внушило хомейнистскому истэблишменту благоговейный страх. Все это, однако, не означает, что среди демонстрантов есть люди, хоть как-то поддерживающие агрессивную позицию США. Угроза американского военного вмешательства может привести к обратным результатам и вызвать ответную националистическую реакцию, которая станет вспомогательным средством для сторонников жесткой линии. Поскольку Иран вступает в деликатную фазу своей внутриполитической эволюции, важно, чтобы и США, и ЕС подходили с одинаковыми подходами к общению с Тегераном. Давление по таким вопросам, как нераспространение ядерного оружия и поддержка Тегераном международного терроризма, должно сопровождаться поддержкой движения сторонников демократических реформ и обещаниями о предоставлении помощи и активизации торговли в обмен на реформы. Общение с Ираном требует такта и терпения. В общих чертах, Иран находится на правильном пути, хотя нельзя исключать возможности и зигзагов, и даже временами обратного движения. Горячим головам в Вашингтоне следовало бы поменьше болтать о смене режима. Это принесло бы иранским умеренным политикам больше пользы.

*Амир Тахери - известный иранский писатель и журналист, проживающий в Европе.

centran.ru

Предыдущая статьяКАЗАХСТАН ПЛАНИРУЕТ УВЕЛИЧИТЬ НЕФТЕДОБЫЧУ
Следующая статьяЛидер Афганистана Хамид Карзай не склонен придавать значения сообщениям о том, что уцелевшие талибы создали военный совет, который будет руководить борьбой с иностранной оккупацией страны