"ЧИСТО ТЕХНИЧЕСКИЙ ВОПРОС"
Москва продолжит строительство в Иране атомных станций
Георгий БОВТ, Евгений ШЕСТАКОВ, "Известия"
Россия намерена продолжить строительство атомных электростанций в Иране. Уже в ближайшее время рабочие группы двух стран определят срок поставки ядерного топлива и оборудования для первого блока Бушерской АЭС - об этом договорились министр по атомной энергии Александр Румянцев и находящийся в Москве вице-президент Ирана Голям Реза Агазаде. По словам представителя министерства Николая Шингарева, "никаких принципиальных проблем у России с поставками ядерного топлива в Иран не существует".
В свою очередь, Тегеран готов подписать межправительственный протокол, предусматривающий возврат в Россию отработанного ядерного топлива (по данным "Известий", это может произойти уже в этом месяце). Об этом как о значительной победе нашей дипломатии сообщил официальный представитель МИД Александр Яковенко. Хотя этот документ всегда являлся обязательной частью соглашения о поставках в Иран ядерного топлива: Минатом никогда бы и не согласился на такие поставки без такого соглашения (вполне стандартная практика для всех стран-подписантов Договора о нераспространения ядерного оружия, коими являются Россия и Иран).
В то же время нельзя не отметить, что в иранском вопросе, в отличие от вопроса иракского, все страны "большой восьмерки" заняли по сути единую позицию (она различатеся лишь в оттенках и степени критичности риторики по отношению к Ирану): Тегеран должен согласиться на более жесткие условия инспекций со стороны МАГАТЭ. И такое единодушие уже приносит свои плоды.
Появление иранского руководителя столь высокого ранга в Москве не случайно. В Тегеране хотят узнать реакцию Москвы на ультиматум, который предъявил иранскому правительству глава МИД Британии Джек Стро. Речь идет об угрозе части стран Евросоюза свернуть отношения с Ираном, если тот откажется подписать Дополнительный протокол к Договору о нераспространении ядерного оружия, который как раз и позволит инспекторам МАГАТЭ посещать ядерные объекты без предварительного уведомления.
Британский министр дал также понять, что европейцы увязывают более тесное сотрудничество с Ираном в ядерной области с целым рядом политических условий - соблюдением прав человека, борьбе с "Аль-Каидой", прекращением финансовой помощи действующим на Ближнем Востоке террористическим организациям. Все эти требования Тегеран считает неприемлемыми. Кстати, на переговорах с Москвой подобные политические темы как раз не поднимаются.
Визит иранского вице-премьера, на первый взгляд, ставит Россию в непростое положение. На саммите "восьмерки" в Эвиане партнеры поняли Владимира Путина так, что Россия может пересмотреть свои "ядерные отношения" с Ираном, если Тегеран не подпишет с МАГАТЭ дополнительный протокол об инспекциях.
В то же время Иран видится Москве выгодным партнером, с ним Россия не хочет портить отношения. Это всегда вызывало обеспокенность США, которые всякий раз ею делились с Россией на самых разных уровнях вплоть до президентского. Однако на сей раз что американские дипломаты, что пресса США заметно сменили тон в освещении российско-иранских переговоров. На Москву смотрят скорее как на союзника, который может помочь в решении важной проблемы - поставить ядерные программы Тегерана под более пристальный контроль мирового сообщества. Подтверждается прогноз "Известий" о том, что проявление новых подходов России к Ирану станет подтверждением готовности забыть о размолвках и ссорах в связи с Ираком.
В самом Тегеране проблемы отношений с МАГАТЭ успокоительно называют "чисто техническими вопросами". Но в обмен на их благополучное разрешение требуют от Запада отнюдь не "номинальных" уступок - отказа в отношении Ирана от экономических санкций, доступа без ограничений к современным ядерным технологиям и невмешательства во внутренние дела страны.
Предстоящий на следующей неделе визит в Тегеран главы МАГАТЭ Мохаммеда аль-Барадеи на позицию иранского руководства сам по себе сильно не повлияет. Хотя вокруг самого визита шла дипломатическая торговля: и в конце концов Тегеран пошел на это. Как сообщил представитель иранской Организации по атомной энергии Сейед Халил Мусави, в ходе переговоров "будут обсуждаться вопросы расширения сотрудничества" между Ираном и МАГАТЭ. Члены делегации МАГАТЭ смогут при желании посетить атомные объекты. Сама по себе такая "экскурсия" вряд ли успокоит Евросоюз и Вашингтон. Среди объектов, вызывающих наибольшее беспокойство США - научно-исследовательская лаборатория в Натанзе (подозреваемая в работе по обогащению урана дло "военной кондиции") и завод по производству тяжелой воды в Араке. Их Белый дом называет "ключевыми" в разработках Ираном ядерного оружия.
Будущее ядерной программы Ирана сегодня зависит прежде всего от позиции Кремля. За российскую лояльность Иран готов платить - на переговорах в Москве Агазаде пообещал нашей стране несколько крупных контрактов на строительство в Иране новых атомных станций. Но одновременно с этим из Тегерана последовали новые намеки о готовности подписать требуемый дополнительный протокол.
Если это действительно будет сделано, Москва смело может приписать себе заслуженную дипломатическую победу, одновременно получив серьезный аргумент в защиту совместных с Тегераном ядерных программ на переговорах с США, неустанно эти программы критикующими. Хотя бы на время.