CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

vremyamn.ru

Заложники трубы. Россия, похоже, сделала выбор между газом и правами ее граждан в Туркмении.

16 июля 2003

Заложники трубы. Россия, похоже, сделала выбор между газом и правами ее граждан в Туркмении.

Время МН, Колонка Валерия Выжутовича

Российско-туркменская комиссия по двойному гражданству, едва начав работу, тут же ее и свернула.

Результат двухдневных переговоров сформулировать невозможно - полнейший туман. Никаких юридических гарантий нашим соотечественникам, живущим в Туркмении, ее правитель не предоставил, никаких обязательств на себя не взял. А Россия, в свою очередь, не дала адекватного ответа на вызов, брошенный ей туркменским диктатором. Единственная договоренность, достигнутая комиссией, выглядит так: протокол о денонсации соглашения не имеет обратной силы. То есть те, у кого было двойное гражданство, сохранят его, а те, у кого не было, уже не получат.

Трудно поверить, что Туркменбаши оставит в покое россиян, подданных ему лишь наполовину. Еще труднее вообразить, будто он только того и боится, что москвичи, самарцы, иркутяне выстроятся в многотысячную очередь за туркменским паспортом - таких безумцев нет, и сам Ниязов это знает. Прогноз неутешительный: издевательства над туркменскими русскими не прекратятся. Председатель думского комитета по международным делам Дмитрий Рогозин призвал не строить на этот счет никаких иллюзий: "Все решения, принятые им (Ниязовым. - В.В.), остаются в полной силе, они просто приостановлены".

К защите своих соотечественников (если это можно назвать защитой) Россия приступила с опозданием. И не в том лишь смысле, что двухмесячный срок, отведенный живущим в Туркмении россиянам на выбор гражданства, истек 22 июня. В течение как минимум шести-семи лет Москва упорно не замечала, что в Туркмении утверждается и крепнет режим диктатуры сталинского типа в сочетании с восточной деспотией саддамовского образца. Прозрение наступило только теперь, когда людей стали выбрасывать на улицу, когда оказалось, что навязанный выбор гражданства - это не просто выбор между красным и зеленым паспортом: отдать предпочтение документу с двуглавым орлом на обложке - значит потерять собственность, жилье, гражданские права, работу.

Чем же Россия может помочь своим соотечественникам? Радикальное средство - массовая эвакуация. Но что ожидает переселенцев на исторической родине? Ответ очевиден: бездомность, безработица и нищета. Все же, что там ни говори, если русские до сих пор не выезжали из Туркмении, значит, что-то их там удерживало. Стало быть, людей следует защитить там, где они сейчас живут. Но представители нашего МИД полны оптимизма и пребывают в убеждении, что россиян в Туркмении защищать не от чего. На днях временный поверенный в делах России в Туркмении Андрей Молочков в интервью местному информагентству заявил, что "в посольство не обращался ни один человек с жалобами на действия властей Туркменистана". Российская же пресса, по его мнению, затеяла недостойную возню вокруг несуществующей проблемы. "Нет и в помине не было недовольных и протестующих соотечественников. Все это полная чушь!".

Если российская дипломатия в своей оценке положения русских в Туркмении будет исходить лишь из того, что люди публично не жалуются на ущемление своих прав и громогласно не предъявляют претензий к режиму, то можно и дальше рапортовать: у наших там все лучше некуда! Но если отбросить лукавство и вникнуть в простые, лежащие на поверхности причины "глубокой удовлетворенности" русских своей жизнью в Туркмении, то станет яснее ясного: от публичных протестов людей удерживает элементарный страх. Страх за себя, своих родных и близких. И этот страх стал удобным подспорьем российскому МИД, выдающему отсутствие массовых жалоб за истинное положение дел.

Причину меланхолической отстраненности нашей дипломатии от происходящего в Туркмении нетрудно понять: газовые интересы России в этой республике велят терпеть и самого Туркменбаши, и его диктатуру. Хотя недавно подписанное межгосударственное соглашение вряд ли поддается реализации в запрограммированном объеме. Каким это образом с 2007 года к нам будет экспортироваться по 60-70 миллиардов кубометров газа, а с 2009-го - по 70-80 миллиардов, когда сам же Ниязов сказал, что пропускная способность газопровода Средняя Азия - Центр не превышает 50 миллиардов в год?

В специальном заявлении, принятом Госдумой, сказано, что Россия может и должна использовать все имеющиеся в ее распоряжении рычаги воздействия на Туркмению. Самый эффективный рычаг - российская труба, по которой туркменский газ идет на экспорт. Выбирая между газом и правами своих сограждан, чему же наша власть отдаст предпочтение? Не будем гадать: по всем признакам выбор уже сделан. И вряд ли он кого-то удивит. В стране, где мы выросли, права человека никогда не являлись приоритетной ценностью.

vremyamn.ru

Предыдущая статьяЗащитит ли Россия соотечественников?
Следующая статьяЦЕНТРАЛЬНАЯ АЗИЯ НАДЕЕТСЯ НА РОССИЮ