Иран: "муллократия" в центре коррупционного скандала
Али Хаменеи получал проценты от торговли автомобилями?
А.ШАКУР, "Эхо"
Ситуация вокруг Ирана становится все более запутанной. На фоне российско-иранских переговоров в Москве глава российского Минатома Румянцев удостаивается аудиенции у президента страны. Российские официальные СМИ никоим образом не обозначили, что в беседе была затронута и тема сотрудничества России и Ирана в ядерной области, однако тегеранские представители после проведенных в Москве переговоров уже заявляют: в Тегеране рассматривают вопрос о расширении полномочий инспекторов. А это уже не позволяет исключать, что теперь уже и Москва присоединилась к международному давлению на Тегеран. "Ядерные игры" с Ираном оказались слишком опасными. Нарастает в Тегеране и беспокойство по поводу развития ситуации в Ираке. Переходный совет Ирака, в состав которого вошли несколько авторитетных шиитских лидеров, лояльно относящихся к США, вряд ли обрадовал их иранских единоверцев, и в Тегеране уже заявляют, что новый Ирак окажется для Ирана "плохим соседом".
А на фоне роста внешней напряженности продолжает углубляться и внутренний кризис. Президент Ирана Хатами пытается мобилизовать своих сторонников рискованным, но вместе с тем простым способом. Выступая в Кередже, он заявил, что по требованию народа готов уйти в отставку. С одной стороны, теперь обвинять президента в том, что он цепляется за власть, как-то не с руки. С другой, после такого шага сторонники Хатами не могут не выступать с призывами в эту самую отставку не уходить, потому что "вы, господин Хатами, нужны народу и стране". А его соратники тем временем продолжают наносить удары по имиджу религиозных консерваторов, раз за разом подтверждая распространенное в Иране мнение, что новый класс мулл-миллионеров по сути дела грабит страну - по информации Би-би-си, в Иране "с подачи" оппозиционной прессы разразился крупный коррупционный скандал, в центре которого оказался...духовный лидер страны аятолла Али Хаменен.
Все началось так. Министерство промышленности Ирана объявило, что государственные автомобилестроители перестанут переводить какие-либо средства офису духовного руководителя. Причем прозвучало это заявление на фоне убежденности большинства иранцев, что 20% прибыли от каждого проданного в стране автомобиля идет аятолле в качестве религиозного налога - "хомс", или "закят". Спустя некоторое время министерство от своего заявления отказалось, однако новость эта стала ведущей для оппозиционной прессы Ирана, красноречиво подтвердив слухи. Обвинения в коррупции достигли такого масштаба, что игнорировать их аятолла Хаменеи уже не мог - он вынужден был опровергнуть сообщения, что получает проценты с продажи всех автомобилей в стране. В его офисе говорят, что слухи распускаются врагами Ирана с целью дискредитации руководства страны, министерству разведки уже приказано найти зачинщиков и привлечь их к ответственности. Однако, как подчеркивают аналитики Би-би-си, публичное опровержение аятоллы Хаменеи вряд ли сможет изменить широко распространенное в Иране мнение, что новый класс мулл-миллионеров занимается грабежом национального богатства страны. А такой скандал вряд ли останется без политических последствий.