РОССИЯ-КАЗАХСТАН: РЕШЕНИЕ ПОГРАНИЧНОГО ВОПРОСА ОСТАВЛЕНО НА "ПОТОМ"
Государства Центральной Азии завершают процесс делимитации своих границ. Далее, некоторые подробности этого процесса.
Родившаяся в годы огородно-дачного бума поговорка «Лучший сосед это тот, который живет за высоким забором» к данному процессу не подходит, ибо то, что делается в республиках Центральной Азии, призвано установить границы добрососедские, объединяющие, а не разделяющие народы.
Первый его этап, кстати, самый трудный, а это демаркация границ на месте, уже позади. Президенты пяти республик, подписав итоговые двусторонние договора, заложили для этого прочную основу. Оставалось уточнить два-три участка на стыках границ Казахстана, Туркмении и Узбекистана, которые даже на крупных политических картах видятся не более как булавочные головки.
Речь идет о поселках Багыс и Туркестанец, которые могли оказаться либо рассеченными границами, либо не на своей национальной территории, а также о Арнасайской плотине. «Данные участки мы не рассматривали как спорные, поскольку общее начертание границ сомнений не вызывало», разъяснил заместитель министра иностранных дел Казахстана Кайрат Абусеитов. В результате переговоров, полевых обследований и подворных обходов был найден компромиссный вариант. Проселок Багыс с прилегающей территорией в 748 гектаров, равно как и Арнасайская плотина, отошли Казахстану. Взамен узбекская сторона получила равноценные по плодородию земельные участки.
Такой здоровый подход к решению пограничных проблем мог бы и должен стать прекрасным примером для ряда азиатских государств, десятилетиями препирающихся и проливающих кровь пограничников из-за абсолютно безжизненных спорных участков в пустынях и на высокогорьях по каким-то «принципиальным» в кавычках соображениям.
В договоре между Казахстаном и Туркменией об участке границы, проходящем по Каспию, была сделана оговорка о том, что он будет определен несколько позже, ибо у Ирана есть свое несколько отличное мнение на этот счет.
На сегодняшний день самым острым остается вопрос о границе между Казахстаном и Россией, хотя она и демаркирована. Причина в том, что она довольно протяженна -7.200 километров - и совершенно не оборудована. В апреле этого года на встрече двух президентов было решено из-за нехватки средств оставить решение пограничного вопроса «на потом». Но то, что граница все это время граница будет оставаться открытой для контрабанды товаров и наркотиков, не может не тревожить и Москву и Астану.
Решение привлекать к охране границы стационарные пограничные заставы пока без технических средств, то есть без контрольно-следовой полосы и заборов из колючей проволоки с сигнализацией, а также использовать местное население, является, без сомнения, лишь временным решением. Но как поставить «высокий забор от хорошего соседа», каждый километр которого обойдется в один миллион рублей, со средствами сигнализации и все десять?
А уж если говорить в целом, то, разумеется, отрадно сознавать то, что в Центральной Азии процесс демаркации и делимитации завершается в духе добрососедства. Здесь усилиями дипломатов была начисто опровергнута полной цинизма ремарка немецкого политика Отто фон Бисмарка о том, что «границы устанавливаются для того, чтобы было из-за чего воевать».
ПОНЕДЕЛЬНИК, 14.07.2003, 10:30 Обозреватель р/станции "Голос России" Рустэм Галиуллин