CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

centran.ru

«Золотой век» страны без будущего

1 августа 2003

«Золотой век» страны без будущего

/01 августа 2003 года/

Он - пожизненный президент своей страны, трижды Герой той же страны, член многочисленных академий и благотворительных фондов, Отец всех аборигенов, Священный и мудрый вождь, провозгласивший для своей страны начало «золотого века», Властитель-солнце, Божий подарок своему Отечеству, Божественный строитель, воздвигший самому себе сотни грандиозных статуй по всей стране, Тринадцатый пророк, Великий писатель своей страны, Гениальный творец, написавший для своего народа свод рифмованных правил и норм жизни, по которому граждане начинают жить с самого своего рождения. У него еще много всяких титулов, однако, эти со всей отчетливостью отражают суть режима, установившегося в стране. Речь идет о бывшем Первом секретаре ЦК Компартии Туркмении, а ныне Великом Сапармурате Туркменбаши - президенте Туркменистана. Нынешний властитель многострадальной страны чувствует себя вполне уверенно. Этот пророк установил в стране жесточайшую диктатуру, которая не приемлет наличия какой бы то ни было оппозиции. Ниязов вверг свой народ в настоящее средневековье. Вся страна, словно антикварная лавка, уставлена памятниками Священному и мудрому вождю, сделанными чуть ли не из чистого золота.

Гениальный творец исправил «неверный» календарь. Теперь все месяцы года и дни недели имеют свои собственные названия. Так, месяцы года переименованы в честь членов семьи президента Ниязова. В соответствии с «рекомендацией» Божественного строителя на улицах Ашхабада уже появились первые зеленые таблички с белыми цифровыми надписями. У улиц теперь нет названий, зато есть номера. Специальная комиссия, созданная в мэрии туркменской столицы, решила, что дворцовая площадь в центре Ашхабада теперь будет обозначаться цифрой 2000, символизирующей начало XXI «золотого» века. Номера улиц будут либо возрастать, либо понижаться в зависимости от того, как они расходятся по столице от дворцовой площади. Впрочем, несколько магистральных улиц и проспектов свои нынешние названия сохранят. Среди них - проспекты Великого Сапармурата Туркменбаши, Независимости, Нейтрального Туркменистана, а также имени Героя Туркменистана Атамурата Ниязова (отца президента) и имени Героя Туркменистана Гурбансолтан-эдже (матери президента).

О правах человека в этой стране можно и не говорить. Их просто нет. За исключением одного человека - диктатора Туркменистана, который имеет право глумиться над своим собственным народом. Природу диктатуры прекрасно отразил в своем гротеске Юсуф Джума. Его «Неписаная, но действующая Конституция диктатуры», опубликованная узбекской Организацией поддержки свободы слова, применима и к тому строю, который существует ныне в Туркменистане.

Согласно «Конституции диктатуры», «Диктатор избирается самим собой на пожизненный срок и действует в своих интересах от имени народа внутри и за пределами страны». В Главе VII «Конституции диктатуры» говорится о народе. Для наглядности приведу статьи этой главы полностью.

Итак:

«Статья 14. Народ - это стадо, частная собственность Диктатора. По желанию Диктатор может продать или зарезать народ.

Статья 15. Народ имеет право предавать друг друга, бесплатно работать днем и ночью, признаваться в любом обвинении против себя. Народ не имеет прав отвергать обвинения против себя.

Статья 16. Народ - это граждане, имеющие право болеть и умирать. Народ имеет право давать взятки чиновникам. Граждане, не дающие взятки чиновникам, являются преступниками.

Статья 17. Народ имеет право ходить голодным, сидеть в зинданах, петь песни о том, что он счастлив. Народ имеет право восхвалять Диктатора. Граждане, не восхваляющие Диктатора, являются преступниками. Статья 17. Народу запрещено думать, возражать, избирать и быть избранным. Запрещается расследовать причины истребления народа».

Пожалуй, точнее и не скажешь. Тюрьмы Ашхабада переполнены политическими заключенными, которые подвергаются нечеловеческим пыткам. Из зинданов люди выходят нечасто. Если выходят, то это уже инвалиды с отбитыми почками. Невероятный случай произошел с российским журналистом, гражданином США Леонидов Комаровским, который был арестован по делу о покушении на Сапармурата Ниязова 27 ноября 2002 года и провел в туркменских застенках пять месяцев. В тюрьме он видел бывшего министра иностранных дел Туркменистана Батыра Бердыева, который после шести недель допросов с пристрастием был абсолютно измордован. Не лучше выглядели и другие фигуранты этого надуманного процесса о покушении на Отца всех туркмен. У всех были напрочь отбиты почки и все остальное, что находится внутри. По словам Леонида Комаровского, бывший вице-премьер и организатор «заговора» Борис Шихмурадов после пыток с пристрастием практически находится между жизнью и смертью. Благодаря чуду и американскому гражданству Комаровский оказался на свободе и готов дать показания против Туркменбаши под присягой.

Международная правозащитная организация Human Rights Watch считает существующий режим одним из наиболее репрессивных в мире. В стране закрываются предприятия, сокращаются сроки обучения в школах и Вузах. Страна находится в анабиозе, похожем на кошмарный сон. За гражданами страны, не говоря уже об иностранцах, ведется неприкрытая слежка, и бедой для любого может обернуться попытка провести в Туркменистан какое-либо издание, например на русском языке, представляющее собой «чуждую идеологию», или заговорить с иностранцем. Русским в Туркменистане приходится и того хуже. Высшего образования на русском языке нет. В стране очень много безработных школьных учителей и преподавателей Вузов. У русских отнимают квартиры и выгонят на улицу. Причиной для этого является то, что эти люди не могут позволить себе отказаться от самой последней надежды - российского паспорта. Люди пытаются уехать из страны, где у их детей нет будущего.

История свидетельствует, что век диктаторского режима не вечен. У такой страны нет будущего. Как правило, диктатура заканчиваться со смертью самого диктатора, насильственной либо естественной. Однако возможны попытки ускорить крах диктаторского режима путем совместных действий на международной арене. В случае с Туркменистаном, такие усилия помимо международных организаций и финансовых институтов могли бы предпринять Россия, как непосредственный многовековой сосед, и США, как единственная в мире сверхдержава, с готовностью взявшая на себя функции международного посредника во многих региональных конфликтах. В отношении режима Туркменбаши может и должен быть применен режим санкций. Правда, у этого режима имеется один большой минус. Страдать от него придется в основном простым гражданам этой страны, которым и так приходится несладко. Самым свежим примером остается Ирак, жизнь простых граждан которого с введением многолетнего режима экономических санкций против Саддама Хусейна ухудшилась невероятно. И все же, бороться с диктатором, проводящим геноцид своего собственного народа, нужно. У Туркменистана нет своей военной ядерной программы. Может быть, поэтому международные финансовые институты и сильные мира сего безмолвствуют? Имеется, однако, два аспекта, на основании которых мировое сообщество должно начать борьбу с целью устранения режима Ниязова.

Первый, это отношения нынешнего режима в Туркменистане с руководством движения «Талибан», которые не прекращались и после ведения против талибов санкций ООН, когда те находились в Афганистане у власти. Второй, это связь туркменского режима с контрабандой наркотиков из Афганистана. Тот же Леонид Комаровский был свидетелем отмывания в Туркменистане афганских наркоденег и начала торговли горючим между Туркменистаном и талибами, которое затем вылилось в поддержку терроризма. Комаровский сообщает, что бывший вице-премьер Туркменистана Борис Шихмурадов, приговоренный к пожизненному заключению в туркменских застенках, передал ему в свое время информацию о транзите наркотиков из Афганистана через Туркменистан в Россию и Европу.

Мировое сообщество может использовать имеющиеся факты и предпринять шаги по политической и экономической изоляции режима Ниязова. Здесь, как показывает опыт последних лет, также может быть создана мощная антиниязовская коалиция, в которую могут войти Россия, США, Великобритания и другие страны Запада. В конце концов, Туркменбаши мог бы вполне разделить судьбу муллы Омара или Саддама Хусейна. Чем не решение вопроса? Хуже от этого не будет никому, а выиграет в первую очередь многострадальный и гостеприимный туркменский народ, превращенный своим Сердаром в стадо.

Россия может проявлять в этом вопросе настойчивость хотя бы из-за того, как относятся в Туркменистане подручные Ниязова к русским. Уверен, что если бы под боком у Туркменистана была не Россия, а США, в стране давным-давно бы находился многотысячный экспедиционный корпус, а население действительно встречало бы освободителей цветами и песнями.

Евгений Шульц

centran.ru

Предыдущая статьяПравоохранительные органы Узбекистана намерены усилить борьбу с контрабандой товаров, поступающих на рынки узбекской столицы
Следующая статьяОтчет "Human Rights Watch" о нарушениях прав человека в Афганистане