СОЮЗ РАСПЛЫВАЕТСЯ
"Известия", Екатерина ГРИГОРЬЕВА, Ялта
Главы стран СНГ, прилетевшие на саммит в Ялте, использовали четверг с максимальной пользой: провели двусторонние встречи, обнаружили энное количество внутренних противоречий и насладились теплым крымским солнцем. Главная цель саммита - создание "союза четырех" - растянулась на два дня. Формальная точка в сомнениях по поводу Единого экономического пространства будет поставлена в пятницу. Но дальше начнется еще более сложное - выполнение договоренностей.
Путин в Ялту приехал морем, после 8-часового перехода на катере "Кавказ" из Анапы и 3-дневного путешествия по всем 145 километрам российского Черноморья. Впрочем, не совсем в Ялту - резиденция "Мухолатка", выделенная российскому президенту, находится в 40 км от города. С учетом горного серпантина дорога занимает минут сорок - пауза для дополнительных раздумий. Впрочем, некоторым гостям времени было предоставлено даже больше: например, по состоянию на конец вчерашнего дня в путинском графике не числилась встреча с Эдуардом Шеварднадзе, хотя он к ней стремился. В российской же делегации сообщили: "Отдельная встреча в программе не значится".
Благие пожелания
Примечательно, что первым гостем "Мухолатки" стал премьер Азербайджана Ильгам Алиев. Вдвойне примечательно -- после визита в Баку главы администрации Кремля Александра Волошина. Алиев-младший заменял отца и знакомился с президентами. Он также благодарил Путина за поддержку, оказанную отцу, Путин передал через Ильгама пожелания скорейшего выздоровления Гейдару Алиеву.
- Хотел бы выразить надежду на то, что внутриполитические процессы не отразятся на темпах двусторонних отношений, - несколько раз повторил Путин, обращаясь к Алиеву.
Подразумевались, безусловно, выборы президента Азербайджана, назначенные на 15 ноября. Кремлю нужна уверенность, что и после выборов Баку будет в полной мере учитывать российские интересы. Москва, полагают в Кремле, в последние годы вложила немало сил в восстановление добрых отношений с Азербайджаном, и теперь ее беспокоит тот, кто с другой стороны, - Вашингтон. Интересы зачастую пересекаются и в экономике (прежде всего в энергетике), и в политической сфере. Беспокойство России было услышано, на встрече с Путиным Алиев-младший заявил: "Россия - наш стратегический партнер. Эта политика проводится и будет проводиться в будущем".
Путин пригласил Алиева приехать в Москву, причем из хода беседы следовало: визит может состояться еще до выборов. Источники "Известий" подтвердили: такой вариант не исключен.
Один новенький на старые споры
Новый поворот еще одной прошедшей вчера в "Мухолатке" встречи - новая сфера деятельности замглавы кремлевской администрации Дмитрия Козака. Он теперь по президентскому поручению занимается приднестровским урегулированием и вчера принимал участие во встрече Путина с президентом Молдавии Владимиром Ворониным. Официальным спецпредставителем, как был когда-то Примаков, Козак не является - его статус, говорят чиновники, и так достаточно высок и предполагает постоянный контакт с Путиным. Новая функция Козака, не отменяющая старых, - найти юридически выверенные формулировки примирения, которые могли бы устроить и Кишинев, и Тирасполь (и Москву, само собой).
А совсем поздно в "Мухолатке" ждали еще одного президента - Александра Лукашенко. Видно, 8-часовых разговоров в понедельник в Сочи оказалось мало - Лукашенко запросил о новой встрече. Эффект от предыдущей: ощутимое изменение в манере поведения Лукашенко. Вернувшись в Минск, он никак не прокомментировал переговоры с Путиным. Случай уникальный, но объяснений ему может быть два: либо белорусский президент почувствовал себя загнанным в угол, либо просто прошло слишком мало времени.
Тема встречи прежняя: на каких условиях возможно продолжение Союза. Конкретная привязка - единая валюта. Лукашенко встречали вежливо, но без оптимизма. "Либо он соглашается на наши условия, либо честно говорит, что ему это не надо", - говорили чиновники. Источники "Известий" подтвердили: ни на какие показательные политические решения - вроде принятия конституционного акта - Москва до удовлетворения своих ключевых экономических требований не пойдет.
Спорно, но необязательно
То ли благодаря ассоциациям, то ли вопреки им, мини-саммит предполагаемых лидеров Единого экономического пространства проходил вчера в Форосе, в пансионате "Заря". Перед встречей президентов России, Белоруссии, Украины и Казахстана выяснилось: они собираются не для того, чтобы одобрить концепцию, а чтобы еще раз обсудить ее. И хотя уже вчера лидеры заявили: несмотря на то что документы "в значительной степени носят рамочный характер", это "компромисс, который устраивает всех", - подписание должно произойти в пятницу.
Официальные лица, впрочем, уверяют, что президенты давно решили подписывать концепцию ЕЭП именно сегодня, в рамках общего саммита СНГ. Исключительно для того, чтобы подчеркнуть открытость и некулуарность структуры (в феврале президенты некоторых других стран Содружества обиделись: их не то чтобы не пригласили, просто не известили).
"Текст уже парафирован, никаких изменений вноситься не будет" - так российские чиновники отвечают на вопрос, не перевесят ли украинские сомнения по поводу ЕЭП всю проделанную работу. В принципе, считают эксперты, колебания Киева - во многом игра на публику. Во-первых, концепция не содержит никаких сроков выполнения написанных в ней планов. Во-вторых, она гласит: "Сроки возможного перехода к более высоким степеням интеграции определяются каждым государством самостоятельно". То есть если Украина не хочет вступать в таможенный союз (этот пункт как раз был в числе претензий и украинской оппозиции, и европейских представителей), то она спокойно может этого не делать. Так что единому экономическому пространству, по крайней мере, на стадии утверждения весьма расплывчатой концепции, уже почти ничего не грозит.