Государство не волнует экология
RBCdaily
До тех пор, пока экологические проблемы будут для государства второстепенными, российские промышленники будут продолжать загрязнять окружающую среду
На этой неделе в Москве начала работу конференция «Качество атмосферного воздуха, транспортные средства и топлива: российские и международные аспекты проблемы». Ее участники обсудят экологическую ситуацию в России, ожидаемые изменения в российском автомобилестроении, а также международные стандарты в области охраны окружающей среды.
Как следует из официальной статистики, проблема загрязнения атмосферного воздуха в России - одна из наиболее острых. Однако, по мнению экологов, хотя в стране и принято одно из самых современных экологических законодательств, оно фактически не действует. Ни промышленные предприятия, ни отечественный автопром пока не собираются что-либо менять.
По официальным данным, только в 1996 году в атмосферу были выброшены 20,2 млн тонн вредных веществ. Причем 85% выбросов приходилось на промышленный сектор: в основном на электроэнергетику, металлургию и топливную промышленность. Всего, по данным «Росгидромета» (эта организация занимается измерением уровня загрязнения воздуха - RBC daily), ежегодно на территории России выпадает более 4 млн тонн серы и 4 млн тонн нитратного и аммонийного азота.
Причем самые высокие уровни выпаданий этих веществ (сера - до 750 кг на кв. км в год, азот - до 720 кг на кв. км ) приходятся на густонаселенные и промышленные регионы России. В 200 российских городах концентрация вредных веществ в атмосфере - диоксида азота, бенз(а)пирена, формальдегида, фенола, фторида водорода, этилбензола, взвешенных веществ - превышает допустимый уровень, и в 80 из них уровень ПДК выше нормы в 10 и больше раз.
От подобного вида загрязнений особенно страдают Воркута (на человека приходится 2,5 тонны вредных веществ на человека в год - RBC daily), Новокузнецк (0,8 тонн на человека) и Норильск. Последний экологи называют самым грязным городом России - на одного жителя этого города приходится 6,5 тонн вредных веществ в год. Примечательно, кстати, что мониторингом и контролем качества атмосферного воздуха занимается именно Росгидромет, а не Минприроды.
На взгляд некоторых собеседников RBC daily, это свидетельствует о том, что для федерального ведомства вопросы экологии стали второстепенными с тех пор, как объединили функции охраны природы и организации наиболее эффективного (стало быть, и более доходного для государства) использования природных ресурсов. «Контроля за качеством атмосферного воздуха в России практически нет, - сказал RBC daily координатор компаний «Гринпис России» Иван Блоков. - Его мониторинг чаще всего осуществляют посты «Госкомгидромета», а Минприроды контролирует ситуацию лишь в редких случаях. Например, вокруг предприятий, но и при этом ведомство в основном опирается на данные их лабораторий».
На взгляд г-на Блокова, эту проблему можно решить, если модернизировать производство. Исключение составляют, разве что, несколько десятков крупнейших предприятий: целлюлозно-бумажных комбинатов, алюминиевых фабрик. «Например, на комбинате «Цепрусс» нет очистных сооружений, - рассказал Иван Блоков. - Если бы их установили, плата за причинение ущерба окружающей среде была бы намного меньше. А «Норникель» не просто загрязняет окружающую среду, но и фактически уничтожает леса и территории вокруг своих предприятий.
Но его производства можно модернизировать, поставить системы очистки, которые уменьшили бы этот вред». Впрочем, особое беспокойство специалистов вызывает состояние атмосферы в крупных городах. «Как сильно влияет транспорт на качество атмосферного воздуха, можно увидеть на примере Москвы и Санкт-Петербурга, - сказал RBC daily президент «НТМ-холдинг» Николай Тонков. - Сегодня личный автотранспорт стал одним из основных загрязнителей. А в Москве ситуация такова, что загрязнение от транспорта не оставляет нормативов для деятельности промышленных предприятий. Поэтому возникает вопрос об их выводе за черту города».
Кроме того, как считают специалисты, что бы сейчас ни принималось, решить проблему загрязнения атмосферного воздуха в краткие сроки не представляется возможным. «Какой бызакон ни был принят в этом отношении, останется неясным, какие именно меры по отношению к транспорту и градообразующим предприятиям будут приниматься на его основании, - сказал RBC daily Иван Блоков. - По существующему законодательству для принятия практических мер вполне достаточно постановлений правительства. Но необходимые действия для сокращения автомобильных выбросов невозможно начать осуществлять немедленно, хотя бы потому что ездят наши машины в том числе и на этилированном бензине».
По мнению экспертов, пока подобные меры невыгодны не только производителям автотранспорта, но и владельцам машин. «Двигатели транспортных средств поменять можно, вопрос только в том, во сколько это обойдется, кто выделит деньги, - сказал RBC daily специалист фонда «Институт экономики города» Алексей Родионов. - Да, на машинах можно ставить современные безопасные двигатели.
Но ведь большинство российских заводов производят старые (в лучшем случае - соответствующие «Евро-2»), тогда как в странах Евросоюза с 2001 года действует стандарт «Евро-3». Следовательно, требуется их переоборудование, на которое опять же нужны деньги и время». С нового года производство и ввоз автомобилей, не соответствующих стандарту «Евро-2», будет запрещен. А с 2008 - и тех, которые не соответствуют «Евро-3». Эта ситуация, как считают собеседники RBC daily, сыграет на руку российским автопромышленникам: с этого момента ввозить грузовые машины и городские автобусы старше семи лет будет нельзя. Однако вряд ли это «порадует», например, тех, кто только собирается приобрести отечественную машину. Ведь за двигатели с инжектором им придется платить больше.
Вместе с тем, очевидно, что подобная ситуация говорит не только о все ухудшающейся экологической обстановке в крупных городах, но еще и нежелании властей предпринимать какие-либо радикальные шаги. «В России до сих пор не принят закон «О плате за негативное воздействие на окружающую среду». А именно плата может стать регулятором процесса экологизации производственной деятельности промышленный предприятий, стимулировать природоохранные инвестиции, - говорит Николай Тонков. - При такой постановке вопроса мы еще долго не сможем улучшить экологическую обстановку в целом и состояние атмосферного воздуха в частности».
Отдел экономики Анна Попова, 18.12.2003