Центральная Азия: кто лучше "давит" журналистов?
В.Волков, В.Катаргин, Немецкая Волна, "Фокус", 21.06.2004
Изучение ситуации с нарушением прав СМИ в Киргизии ОО «Журналисты» начало еще два года назад при содействии Института «Открытое общество». Позже проект поддержало Агентство США по международному сотрудничеству - ЮСАИД.
В опубликованном отчете показано фактическое положение СМИ в республике.
С подробностями из Бишкека - Виталий Катаргин.
Авторы и редакторы вынуждены заниматься самоцензурой, чтобы избежать уголовного преследования.
Те же, кто этого не делает, подвергаются давлению, задержаниям, судебным преследованиям.
Только в апреле-мае текущего года мониторинг зафиксировал около 40 тревожных сообщений. Это задержания, допросы, а также другие нарушения прав журналистов, конфликты и обвинения, выдвинутые против них в большинстве случаев без законных оснований.
Как отметил в интервью «НВ» председатель ОО «Журналисты» Кубан Мамбеталиев, наибольшее давление, естественно, испытывает оппозиционная пресса.
КМ: Частые систематические преследования газеты «Моя столица -новости». Отказ в регистрации новых вариантов этой газеты. Избиение дочери сотрудницы, поджег машины редактора, огромные штрафы, которые идут косяком на эту газету. Даже премьер-министр подает иски, выигрывает, получает большие суммы. Абсурд получается.
В отчете также приводится пример, когда во время одного из пикетов оппозиции был задержан корреспондент радио «Свобода». Журналист был избит милиционерами, а диктофон был отобран.
В отчете также упоминается и выступление киргизского депутата Александра Карпасова, который настаивал на необходимости отказать корреспонденту газеты «Вечерний Бишкек» в аккредитации в парламенте.
Другой депутат, Бакыт Керимбеков заявил, что при обсуждении вопросов в разделе «Разное» журналистов на заседании быть вообще не должно.
При этом проблема необоснованного отказа в предоставлении общественно значимой информации наиболее остро стоит в регионах, - продолжает Кубан Мамб еталиев.
КМ: Отказ в доступе к информации идет со стороны чиновников. Например, журналист спрашивает, сколько денег выделяется из бюджета района на уборку улиц? Из этого делают секрет. Говорят, что информацию эту не даем. Странно. А в связи с чем этот вопрос поднялся? В связи с тем, что привлекаются учащиеся на бесплатную уборку. Поэтому журналисты обратились к местной власти.
В опубликованном докладе приводятся и факты необоснованных проверок финансовой деятельности СМИ. Здесь также сказано, что печатные издания Киргизии несут огромные убытки в результате невыплаты долгов редакциям со стороны госкомпании «Кыргызпочтасы», которая, по сути, стала монополистом в области распространения газет. По словам председателя ОО «Журналисты», этот вопрос решить по-прежнему не удается.
КМ: Почтовые ведомства распространяют газеты, получают, естественно, за это деньги. Но в кассу редакций денег не поступает. Крупные суммы крутятся. Редакции не могут получить свои деньги. Не может оплатить услуги типографии. Все это из года в год тянется. Меняются руководители почтовых ведомств, но воз и ныне там. Очень медленно идет погашение долгов.
В отчете также упоминается и положение о порядке проведения в Киргизии конкурса на выделение частот для телерадиовещания.
Приводится мнение директора независимой телекомпании «Ош ТВ», который убежден, что положение это - не что иное, как очередная чистка неугодных масс-медиа и очередной способ властей душить свободу слова.
Добавим, что мониторинг за нарушение прав СМИ ОО «Журналисты» будет продолжен. И уже в конце года в республике на эту тему пройдет большая международная конференция.
Однако по мнению президента Ассоциации независимых СМИ Центральной Азии Розланы Таукиной в Киргизии власть относится к СМИ наиболее либерально в сравнении с другими странами региона.
РТ: В Центральной Азии нет механизма сменяемости глав государств, президентов. Эти президенты ограничивают информационное пространство, они желают информировать население только удобной им информацией. Самый яркий пример - это Туркмения. Туркменбаши вообще построил идеологию своего государства на восхвалении лично себя, своей персоны, и своей семью. Все СМИ принадлежать Туркменбаши. И это является в определенной степени образцом и тайным желанием для всех остальных руководителей Центральной Азии. В Узбекистане по-прежнему введена цензура, при которой определенное количество тем вообще запрещены для обсуждения и не появляются в СМИ, а когда появляется более-менее независимый журналист, его постигает судьба Руслана Шарипова. Сфабриковать дело, одеть на журналиста намордник - это типично для узбекских СМИ. Мы считаем, что узбекистанские СМИ не имеют возможности публиковать материалы с критикой власти и тем более обсуждать острые актуальные проблемы.
По мнению Розланы Таукиной:
РТ: Немного лучше ситуация в Таджикистане, но там прессу упрекают в том, что она была одним из инициаторов развязывания гражданской войны, и этот ярлык висит тяжелым грузом на шее свободы слова. Так что сегодня там практически тоже нет прессы, которая могла бы свободно развиваться и критиковать власть, для того, чтобы не допустить коррупции, и не дать власти возможность навязывать свою идеологию, пользуясь своим положением. Мы можем сказать, что в Таджикистане пресса тоже запугана, потому что ей, если что, грозят расправой под тем соусом, что она становится подобна той прессе, которая повинна в развязывании гражданской войны.
РТ: Мы можем сегодня констатировать, что наиболее свободная пресса - в Киргизии. Но и там не все в порядке. За определенной либеральностью, которая есть в Киргизии, профессиональная киргизская журналистика отстает. Она не поднимает актуальных тем, она не ведет глубоких журналистских расследований, там не достаточно аналитики. В журналистике не достаточно сенсационных заявлений о том, как ведет себя тот или иной политик. Не идет ли узурпация власти отдельными финансовыми группами или кланами, которые превышают свои полномочия, пользуясь юридической и правовой неграмотностью населения. Все-таки население не информируют так, как того требует 21 век.
В Казахстане накануне парламентских выборов - а осталось ровно три месяца, закручивают гайки. Сегодня объявлена новая «зачистка» информационного пространства. Вновь те газеты, на которых стоит ярлык оппозиционности, ярлык нелояльных СМИ, находятся под страшным давлением и под исками судебных инстанций. Такая история происходит с «Ассанди Таймс» и с «Навигатором». Это вопиющие факты. Уже никто из властных органов не боится давить в судебном порядке и другими способами на СМИ.
Говоря о ситуации со СМИ в Казахстане, президент Ассоциации независимых СМИ Центральной Азии в интервью программе «Фокус» привела и другие факты, свидетельствующие о сокращении информационного пространства в республике:
РТ: Мы можем перечислять их с 1997 года, когда закрылось 30 телерадиокомпаний! 47 газет закрылось в 98 году. Затем прошла еще одна чреда закрытий и переоформлений учредителей - у 26 газет сменились учредители, и полностью сменилась политика СМИ. Мы можем сказать это про актюбинскую газету «Рика-ТВ», газету «Диапозон» - господина Михайлова продержали в тюрьме, и сегодня мы не знаем, насколько газета останется оперативной и помогающей демократическим силам. Накануне закрытия находятся «Вести Павлодара», в Семипалатинске газета «Голос» стала такой тихой, что их голоса мы почти не слышим. Похожая ситуация - в Чимкенте, в Кызыл-орде, в Атерау газета «Ак Жаик» постоянно находится под давлением. Они еще не закрыты до конца, но закрывались на определенные периоды. Газета «Казахстан» шесть месяцев не выходила и только начала выходить, и ждет, какое на них еще будет оказано давление - газета поддерживает демократическое движение. Ермурат Бапи, который выпускал газету «Солдат», шесть раз подавал на регистрацию новую газету под разными названиями, но ему отказывают в этом, как только видят его фамилию как главного редактора. Ярлык над определенной группой журналистов висит, и власти делают все, чтобы эти люди были вытолкнуты из отрасли и не смоги заниматься профессиональной деятельностью.