Распространено обращение осуждённого лидера партии "Свободный Таджикистан"
Людвиг Гибельгаус, НЕМЕЦКАЯ ВОЛНА , 22.06.2004
Яраш Курбанов решился на неожиданный политический ход
Осуждённый в Узбекистане лидер незарегистрированной партии «Свободный Таджикистан» Яраш Курбанов направил дипломатическим миссиям и правительству Таджикистана письмо-обращение, в котором просит вмешаться в решение проблемы возвращения на родину таджикских беженцев. Обращение написано Курбановым в колонии узбекского города Карши, где он отбывает 8-летний срок заключения. Подробнее о необычном политическом ходе Яраша Курбанова - в репортаже нашего корреспондента Нигоры Бухари-заде:
Бывший полевой командир проправительственного Народного фронта Таджикистана, Яраш Курбанов по завершении гражданской войны был вынужден эмигрировать в соседний Узбекистан. Будучи сослуживцем Махмуда Худойбердыева, известного в качестве организатора двух антиправительственных мятежей, Курбанов опасался возмездия таджикских властей, хотя сам в этих мятежах не участвовал. Организованная им партия «Свободный Таджикистан» стала центром притяжения для тысяч таких же, как он, беженцев. Между тем, положение таджикских вынужденных переселенцев в Узбекистане довольно сложное. Их статус до сих пор не определён, у большинства из них узбекские спецслужбы отобрали паспорта. А некоторые чиновники в этой стране, как отмечает Яраш Курбанов, используют их бесправное положение в своих целях. И эти цели, по его мнению, носят политический характер. Вот что сказал по этому поводу «Немецкой волне» брат Яраша Саттор Курбанов:
Кому-то нужно, чтобы в Узбекистане находились эти беженцы. Они стали оружием в руках политиканов. Находящихся в Узбекистане таджикских беженцев пугают, потому что они там бесправные люди. У них нет ни прописки, ни паспорта. И гражданство Узбекистана им не дают, и не позволяют вернуться в Таджикистан. Получается, они, как заложники.
Обращение Яраша Курбанова передано в Управление верховного комиссара по делам беженцев ООН, в Центр ОБСЕ в Душанбе и некоторым посольствам. По словам Саттора Курбанова, среди тех, за кого ходатайствует его брат, - есть и бывшие члены вооруженного формирования мятежного полковника Махмуда Худойбердыева. Многие из них давно раскаялись и мечтают вернуться в Таджикистан. Они готовы даже понести наказание, но только здесь, на Родине. Однако опасаются за свою безопасность. В лице Яраша Курбанова беженцы увидели человека, который поможет обеспечить им такие гарантии безопасности:
Вокруг него собрались люди, которые искренне желают вернуться на родину. Беженцы очень надеялись, что, если бы Яраш Курбанов вернулся, он объяснил бы здесь нужным людям, чтобы их простили или амнистировали. Среди них есть обманутые молодые ребята, которые по случайности влились в ряды боевиков Махмуда в 1997-ом году. Они теперь боятся возвращаться, ведь никто им никаких гарантий не даёт. Там очень много и невинных людей. Надеемся, что мировое сообщество обратит внимание на проблему беженцев из Таджикистана, и кто-нибудь вмешается.
Вернёмся к судьбе самого Яраша. В прошлом году, ещё будучи на свободе, Яраш Курбанов начал вести переговоры с представителями правительства Таджикистана о репатриации таджикских беженцев. По его данным, около 600 семей, а это несколько тысяч человек, готовы вернуться в Таджикистан. Он и сам собирался приехать на родину, чтобы закончить начатое дело. Однако свои планы Яраш так и не успел осуществить:
В начале сентября сотрудники СНБ Узбекистана явились к нему домой, произвели без каких-либо санкций обыск, изъяли все его книги, статьи. Сначала сказали, что он нарушает паспортный режим. А когда его посадили, появилось несколько уголовных статей. Якобы, он незаконно оформил свой вид на жительство, организовал преступное сообщество и занимался шпионажем. По совокупности пяти статей ему дали 8 лет лишения свободы. Я знаком с обвинительным заключением, которое состряпали в СНБ, прочитал доводы адвоката, который вообще сказал в своём выступлении на суде, что Яраша должны срочно освободить и извиниться перед ним. Мы подали жалобу в вышестоящий суд, но нас вызвали и сказали: «У нас есть заказ. Пересмотра дела не будет, приговор окончателен».
27-го июня в Таджикистане будет отмечаться седьмая годовщина подписания Общего соглашения о мире. Тогда гарантами на переговорах между правительством и Объединённой таджикской оппозицией выступили ООН, Россия, США и государства-соседи Таджикистана. Но и сегодня, столько лет спустя, проблемы, связанные с гражданской войной, дают о себе знать. И, похоже, для решения одной из них - возвращения таджикских беженцев из Узбекистана - вновь требуется содействие международного сообщества.