EURASIANET 22.VI.2004
ОРГАН ЯДЕРНОГО КОНТРОЛЯ ООН ИДЕТ НА КОМПРОМИСС ПО ИРАНУ
После пятидневной напряженной дискуссии в венской штаб-квартире Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) орган ядерного контроля при ООН единогласно принял резолюцию по Ирану, в которой исламское государство критикуется за недостаточно тесное сотрудничество с МАГАТЭ.
«Это - компромиссный текст, являющийся попыткой сделать всех счастливыми, или, скорее, сделать всех в меньшей степени несчастными», - заявил EurasiaNet дипломат, принадлежащий к Движению неприсоединения (NAM), объединению принимавших участие в дискуссии 13 развивающихся стран.
В первоначальном тексте, представленном Великобританией, Францией и Германией, выражалось «сожаление» в связи с тем, что «сотрудничество со стороны Ирана не было в должной степени полноценным, регулярным и активным». Далее в ней выражалась «озабоченность» тем, что за два года после начала в августе 2002 г. проверок иранской ядерной программы «ряд вопросы так и остались нерешенными».
Несмотря на это, в своем окончательном виде формулировки резолюции значительно смягчены по сравнению с первоначальным проектом. Заметно отсутствие в документе предлагавшегося Организацией Объединенных Наций пункта о предельном сроке, или «механизме запуска» практических действий, которые следовали бы из результатов инспекции иранской ядерной программы. По истечении предельного срока, в который, как предполагалось, Иран должен был отреагировать на выводы МАГАТЭ, вопрос должен был бы выноситься на Совет Безопасности ООН. Последнее было бы необходимым условием наложения на Иран экономических санкций за нарушение международных соглашений по ядерным вооружениям.
Продолжая утверждать, что резолюция явилась результатом политического давления со стороны Вашингтона, Иран, тем не мене, выразил удовлетворение принятым документом. «Отношения сотрудничества между Ираном и МАГАТЭ сейчас лучше, чем когда бы то ни было», - заявил 18 июня иранскому агентству Mehr постоянный представитель Ирана в МАГАТЭ Хосейн Мусавиан. «Резолюция по Ирану... не содержит негативных пунктов».
Резолюция не связывает ведущиеся в стране ядерные исследования с военными программами и не содержит упоминаний о возможных мерах наказания в случае, если МАГАТЭ не будет получать полной информации об иранских ядерных проектах. Нет в ней и прямого указания на закупки Ираном магнитов для центрифуг P-2, используемых для обогащения урана, хотя ссылка на нерешенные вопросы означает, что данный вопрос остался непроясненным. Содержавшаяся ранее в резолюции критика Ирана за сокрытие факта закупок была изъята за окончательного текста после того, как Иран представил аудиопленку, документально свидетельствующую о том, что МАГАТЭ было извещено о сделке.
Мусавиан заявил, что «неясность», возникшая по вопросу о центрифугах, будет разрешена в процессе «сотрудничества между Ираном и МАГАТЭ», сообщило иранское государственное агентство IRNA.
Характер резолюции изменился под воздействием нескольких факторов. Помимо давления со стороны NAM, настаивавшего на изменении составленного в агрессивных выражениях проекта документа, сам Иран провел энергичную кампанию за исключение из резолюции пунктов, приписывавших программе развития атомной энергетики военную направленность.
Ранее на этой неделе президент Мохаммад Хатами предупредил, что Иран возобновит работы по обогащению урана, если будет принят «очень плохой» проект резолюции. Мажилис, иранский парламент, в свою очередь, пообещал не ратифицировать протокол о проведении инспекций ядерных объектов без предварительного уведомления иранской стороны. Отвечая на вопросы журналистов после принятия резолюции, Мусавиан заявил, что теперь протокол будет рекомендован к принятию парламентом.
Помимо Ирана, свое удовлетворение документом выразили Великобритания, Германия и Франция: благодаря ему эти державы выглядят исполненными решительности, но могут действовать дипломатично в вопросах, касающихся иранской ядерной программы. Все три страны - важные торговые партнеры Ирана.
Пока неясно, однако, отвечает ли стремление оставаться в рамках дипломатии интересам Вашингтона. На данный момент Белый дом занимает сдержанную позицию.
Несмотря на сужение пространства для маневра, вызванное президентской кампанией в США, в резолюции продолжается оказание давления на Иран, а Соединенные Штаты не устают повторять, что иранская ядерная программа нарушает международные соглашения по нераспространению. «США продолжают считать, [что]... о происходящем в Иране следует доложить Совету Безопасности ООН и что его ядерная программа представляет угрозу для международного мира и безопасности», - заявил постоянный представитель США в МАГАТЭ Кеннет Брилл. Продолжение диалога между Ираном и МАГАТЭ затягивает вынесение, по настоянию Соединенных Штатов, данного вопроса на Совет Безопасности.
Конфликт вряд ли удастся погасить. Остается нерешенным и вопрос о ядерном реакторе на тяжелой воде, который планируется построить в городе Араке, а также производстве в Иране гексафлорида урана, необходимого ингредиента обогащенного урана.
В то же время, как сообщила 16 июня американская телесеть ABC News, на фотографиях, сделанных со спутника в марте 2004 г. и показанных МАГАТЭ, видно, что в Левизане (Lavizan Shiyan), пригороде Тегерана, снесены здания, в которых, как ранее считалось, могли вестись работы по созданию ядерного оружия.
По заявлению представителя Государственного департамента США Джона Баучера, этот шаг Ирана является логическим продолжением попыток скрыть программу создания ядерного оружия. Иран отвергает обвинения