CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

НЕСМОТРЯ НА ИЗБРАНИЕ КАРЗАЯ, АФГАНСКИЕ КОНСЕРВАТОРЫ НЕ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ОТ ПРОДОЛЖЕНИЯ БОРЬБЫ

10 декабря 2004

EURASIANET 10.XII.2004

НЕСМОТРЯ НА ИЗБРАНИЕ КАРЗАЯ, АФГАНСКИЕ КОНСЕРВАТОРЫ НЕ ОТКАЗЫВАЮТСЯ ОТ ПРОДОЛЖЕНИЯ БОРЬБЫ

Клаудио Франко

Инаугурация 7 декабря Хамида Карзая как первого избранного президента Афганистана должна стать началом новой эпохи в разрушенной войной стране. В то же время нерешенными остаются серьезные вопросы, касающиеся принципиальной возможности достижения прочного мира с «Талибаном» и афганскими консервативными группировками.

В заявлении, сделанном вслед за церемонией инаугурации, Карзай назвал в качестве важнейших задач своей администрации ликвидацию маковых полей и наркоторговли и разоружение боевиков. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight]. Карзай присягнул в присутствии главы Верховного суда Фазла Хади Шинвари на коране, приняв перед этим клятву верности от двух своих вице-президентов - Ахмада Зия Масуда и Карима Халили. На церемонии присутствовало более 200 зарубежных и афганских почетных гостей, включая вице-президента США Дика Чейни, министра обороны США Дональда Рамсфелда, министра иностранных дел Ирана Камаля Харрази и генерального секретаря НАТО Яапа де Хооп Схеффера.

Ожидалось, что Карзай воспользуется инаугурацией для того, чтобы назвать членов нового кабинета, однако он этого так и не сделал. Вместо этого внимание было сосредоточено на поступившем ранее от США предложении об амнистии, лежащей в центре усилий правительства, направленных на примирение в пост-талибановский период.

Согласно этому плану, рядовой состав сил «Талибана» может быть амнистирован и освобожден от ответственности в обмен на сдачу оружия войскам США. Амнистия не коснется «международных террористов» и тех, кто разыскивается за совершение преступлений в Афганистане. Карзай должен составить список тех, на кого не будет распространяться амнистия, и затем передать этот список на одобрение президенту Пакистана Первезу Мушаррафу. Согласно заявлению, сделанному в воскресенье командующим силами армии США в Афганистане генерал-лейтенантом Дэвидом Барно, амнистии, возможно, не будут подлежать до 100 руководителей исламистов. Если «Талибан» согласится на сделку, к июню 2005 г. может начаться вывод из Афганистана американских вооруженных сил численностью в 18 тысяч человек.

Поскольку американские силы брошены в основном на операции в Ираке, этот план имеет очевидные преимущества для Вашингтона. Кабул, которому крайне важно покончить с неутихающим мятежом талибов, видит в сделке шанс на достижение политической стабильности и на осуществление реформ. 2 декабря посол США Залмай Халилзад заявил, что Карзай уже вел переговоры с «Талибаном» об этой сделке, и призвал исламских боевиков принять предложение об амнистии, сообщила пакистанская газета Daily Times. «Продолжение вооруженного сопротивления... противоречит воле афганского народа и исламу», - сказал Халилзад.

Впрочем, план примирении с «Талибаном» еще не выработан, и остается неясно, будет ли приемлема мирная сделка с правительством для рядовых бойцов «Талибана», убеждения которых, представляющие собой смесь из радикального ислама и пуштунских нравов, могут не позволить им принять предложения Карзая, направленные на быструю модернизацию страны.

«Талибан» во многом дискредитировал себя на традиционных территориях на юге Афганистана после того, как не осуществил своей угрозы и не сорвал президентские выборы в октябре 2004 г. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight]. Как афганское правительство, так и американские военные источники считают, что, на их взгляд, «Талибан» исчерпал себя как сила, способная к серьезным военным нападениям. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight].

Несмотря на это, позиции традиционного ислама в Афганистане остаются прочными даже среди тех, кто не поддерживает «Талибан». Используя этот момент, афганские консерваторы выступили недавно против либеральной политики Карзая, явно желая восстановить традиционные исламские ценности в качестве фундамента афганского общества.

И хотя большинство аналитиков говорят, что консерваторы не способны бросить серьезный вызов Карзаю, их идеи пользуются твердой поддержкой среди сельского населения страны. Некоторые местные эксперты считают, что для успешного проведения любых реформ Карзаю и его союзникам придется принять во внимание интересы этой группы.

Запрет на кабельное телевидение, вновь введенный 12 ноября, показывает, какие сделаны ставки. Первый запрет, введенный Верховным судом в январе 2003 г., был отменен в апреле 2003 г. после расследования правительственной комиссией обвинений в непристойности, выдвинутых в Кабуле и восточном Джелалабаде, родном городе главы Верховного суда Фазла Хади Шинвари. И хотя запрет в конце концов был смягчен, ограничения на большинство западных и индийских телевизионных шоу остаются в силе.

Решение о введении запрета может сигнализировать о том, что консерваторы собираются воспользоваться статьей 1 главы 3 новой конституции, гласящей, что «ни один закон не может противоречить верованиям и положениям священной религии ислама».

Это компромиссное положение, согласованное с реформаторами, которые стремились обеспечить конституционную защиту прав женщин, назначает ответственным за его реализацию Верховный суд.

Теоретически это может сыграть на руку консерваторам. Несмотря на неоднократное дистанцирование от ислама в интерпретации «Талибана», глава Верховного суда Шинвари является решительным защитником ортодоксии. Имея чисто религиозное образование, Шинвари, как считается, симпатизирует про-ваххабистским взглядам Абдула Расул Сайяфа, бывшего командира моджахедов, а одно время - коллеги Усамы бен Ладена. Деятельность Шинвари как главы Верховного суда привлекло внимание в 2003 г., когда он восстановил ненавистное Министерство поощрения добродетели и предотвращения порока, переименованное в Министерство по делам хаджа и религии.

Однако, несмотря на возможность усиления влияния афганских консерваторов, они расколоты внутриполитическим соперничеством и множеством партийных альянсов. Кандидат в президенты Ахмед Шах Ахмадзай не смог составить серьезной конкуренции Карзаю, а как бывший президент Бурхануддин Раббани, консервативный исламский ученый, поддержал действующего президента. Сайяф, проповедник ваххабизма, также, по всей видимости, готов к переговорам с правительством. [Историю вопроса см. Архив рубрики Eurasia Insight].

Возмущение яркими индийскими и западными телешоу наконец-то объединило расколотые консервативные группировки, связав их столь желанной общей целью. «Афганистан - это мусульманская страна, и он не нуждается в такого рода культурном вмешательстве», - заявил Ахмадзай корреспонденту EurasiaNet в связи с решением запретить кабельное телевидение. «Подчинение модернистским настроениям... не идет на пользу стране, но традиционалисты будут наблюдать за действиями правительства Карзая во имя исламской морали».

Если реформаторы хотят выполнить свои обещания по либерализации Афганистана, им следует принять во внимание эти настроения, заявил Фахим Дашти, главный редактор англоязычной газеты Kabul Weekly. «Давайте поставим этот вопрос... Голливуд - это не какой-то идеал, который подходит для всех».

От редакции. Клаудио Франко - независимый корреспондент, освещающий события в Афганистане. В подготовке статьи принимала участие Камелия Энтехаби-Фард.

eurasianet.org

Предыдущая статьяУчастники пикета у Посольства Великобритании в Узбекистане подверглись преследованиям властей
Следующая статьяСОЗДАНИЕ НОВОЙ МИЛИЦИИ ПОРОЖДАЕТ РАЗНОГЛАСИЯ В ЛАГЕРЕ КОНСЕРВАТОРОВ