Правозащитники Узбекистана пикетировали представительство Freedom House в Ташкенте
Фергана.Ру, Андрей Кудряшов (Ташкент), 29.03.2005
28 марта в Ташкенте активисты сразу четырех правозащитных организации Узбекистана провели пикет у здания представительства Freedom House (FH) с требованием отставки исполнительного директора FH в Узбекистане Мьюши Север, обвинив ее в «пособничестве диктаторскому режиму Ислама Каримова и дискредитации всего правозащитного движения».
На одном из плакатов, которыми размахивали два десятка человек, собравшихся перед ташкентским офисом международной организации, М.Север была даже названа «провокатором». Заявление, подписанное Инициативной группой правозащитников Узбекистана (ИГНПУ), Обществом защиты прав и свобод граждан Узбекистана (ОЗПСГУ) и Организацией по защите прав и свобод журналистов Узбекистана (ОЗПСЖУ) было передано пикетчиками эмиссару Бранко, с требованием довести его до сведения руководства FH в Вашингтоне.
Напомним, что сотрудничество FH с узбекскими правозащитниками начиналось вроде бы с полной взаимной симпатии.
В начале 2004 года представительство FH в Ташкенте при участии правозащитников презентовало зарубежной прессе совместный проект с ГУИН (Главным управлением исполнения наказаний) Узбекистана по изучению положения заключенных. При этом на вопрос журналистов, почему к этому проекту не привлечен, например, известный правозащитник Талиб Якубов и его организация, был дан ответ, что «он сам не захотел».
В мае представительство Freedom House в Узбекистане устами тогдашнего министра юстиции Абдусамата Палван-Заде получило от властей официальное «предостережение» о возможности пересмотра решения о регистрации этой организации, как это было незадолго до этого сделано в отношении представительства Института Открытое Общество (Фонда Сороса). Министр обвинил FH в распространении печатных и видеоматериалов, «тенденциозно и субъективно представляющих общественно-политическую и экономическую ситуацию в Узбекистане, и содержащих призывы антиконституционного характера».
В июле 2004 года зарубежные эксперты, приглашенные Freedom House для расследования обстоятельств смерти Андрея Шелковенко в следственном изоляторе Бостанлыкского района Ташкентской области, единодушно опровергли сообщение о гибели этого арестованного в результате пыток, сделанное местными правозащитниками представительством Хьюман Райтс Вотч - другой международной правозащитной организации, действующей в Узбекистане. При этом правозащитники ИГНПУ и ОЗПСГУ уже не принимали участие в расследовании, организованном Мьюшей Север.
Осенью 2004 года, на кануне парламентских выборов, представительство Freedom House в Ташкенте отказало в предоставлении своего офиса для протестной пресс-конференции активистам незарегистрированных в Узбекистане оппозиционных партий «Бирлик», «Эрк» и «Озод дехканлар», о чем тогда сообщили корреспонденты агентства «Фергана.Ру».
В январе 2005 года Freedom House провел еще одно расследование обстоятельств смерти заключенного Самандара Умарова в колонии УЯ 64/29 города Навои, относительно гибели от пыток которого так же сделали заявление HRW и Талиб Якубов. Зарубежные эксперты, и на сей раз приглашенные Freedom House из штата Нью-Джерси и Восточной Европы, вновь опровергли факт смерти от пыток и вынесли заключение о нецелесообразности эксгумации для проведения повторной экспертизы. В этом расследовании принимали участие правозащитники из областей Узбекистана, позже названные их коллегами из Ташкента «неизвестными лицами». О всех обстоятельствах этого расследования «Фергана.Ру» писала подробно.
В том же месяце представительство Freedom House в Узбекистане провело исследования общественного мнения по проблемам товариществ собственников жилья, а так же предоставило свой офис в Ташкенте для мероприятий незарегистрированной партии Аграриев и предпринимателей, возглавляемой Маратом Захидовым.
5 марта 2005 года в резиденции Аксарай принял Марию (Мьюшу) Север сам Ислам Каримов. Президент Узбекистана выразил удовлетворение участием представительства Freedom House в осуществляемых правительством Узбекистана широкомасштабных демократических реформах, в частности, в подготовке к выборам в двухпалатный парламент. Мария Север, согласно официальным сообщениям, в свою очередь выразила свою благодарность президенту Каримову за оказанный ей теплый прием, и отметила, что придает большое значение «конструктивному диалогу с правоохранительными органами Узбекистана».
С точки зрения «протокола» в этом и прежних неоднократных выражениях Север признательности за конструктивное сотрудничество властям иностранной державы, на территории которой действует ее международная организация, представителем которой она является, трудно усмотреть что-либо слишком предосудительное.
После изгнания властями в апреле 2004 года представительства Фонда Сороса, отзыва из Узбекистана посла Великобритании Крейга Мюрррея и недавней приостановки деятельности представительства Республиканского Института США, многие международные эмиссары в Ташкенте продолжают смягчать тон своего общения с администрацией Каримова, и следят за дипломатичностью своих действий.
Однако, активисты ИГНПУ, ОЗПСГУ и ОЗПСЖУ в своем заявлении 28 марта обвиняют Марию Север не в смягчении тона в общении с президентом, а в пособничестве «диктаторскому и репрессивному режиму», сотрудничестве со спецслужбами, давлении на правозащитников с целью сокрытия фактов нарушений прав человека, репрессий и пыток, фальсификации экспертизы, непрозрачном распределении и присвоении средств, выделенных на правозащитные гранты.
Надо отметить, что подобные обвинения, публично высказываемые в адрес друг друга лидерами конфликтующих между собою организаций, периодически провозглашающих «принципиальное размежевание» и очищение рядов перед решительной консолидацией всех «истинно демократических сил», и прежде были нередки в среде правозащитников и оппозиционеров Узбекистана. Теперь они прозвучали в адрес представительства международной организации, деятельность которой в условиях сегодняшнего Узбекистана приобрела за минувший год «местную специфику», отличную от наблюдающейся в соседних странах и регионах.
«10 декабря, в Международный день прав человека, с трибуны от имени Freedom House госпожа Север назвала руководителей МВД лучшими правозащитниками Узбекистана, - заявляют пикетчики.
При взгляде со стороны кажется, что у оппозиции в Узбекистане не хватает сил, да и нет ситуации, в которой она получила бы шанс реально объединиться для противостояния правящему режиму. И власти, наверное, настороженно, но не без удовлетворения наблюдают за нынешними тактическими маневрами немногочисленных, но уже политически искушенных оппозиционеров, пока те еще не выходят за рамки воинственных междоусобных разборок.