Би-би-си | Пресса , вторник, 29 марта 2005 г., 01:32 GMT 05:32 MCK
Время "цивилизованного развода"
"СНГ создавалось для цивилизованного развода. Все остальное шелуха". В свете происходящего в Киргизии, слова, произнесенные президентом Путиным на прошлой неделе в Ереване о целях и будущем СНГ, вызвали очередную волну комментариев о политике России на постсоветском пространстве.
"Финальная точка в истории Содружества Независимых Государств как амбициозного интеграционного проекта была поставлена буднично и без всякого пафоса". Отныне, "горячие дискуссии о будущем Содружества и о том, нужно ли оно Москве, можно считать закрытыми", - заявляет Федор Лукьянов, главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" газете "Время новостей".
Символично, что "шелухой" интеграционные иллюзии объявлены в день, когда власть потерял еще один из президентов, стоявших у истоков Содружества Независимых Государств, - киргизский лидер Аскар Акаев.
"Слова Путина подводят черту под эпохой, когда Россия претендовала на то, чтобы возглавить политическую интеграцию на постсоветском пространстве, - пишет Лукьянов - Если шанс на это и существовал, то упустили его лет десять назад. В ту пору Москва была единственным центром влияния в СНГ, национальные элиты только формировались и зависели от благосклонности России, а Запад проявлял к малопонятным просторам Евразии минимальный интерес. Но в Москве тогда ближнее зарубежье одних вовсе не интересовало, другие же считали, что "никуда они от нас не денутся".
"Сегодня вакуум быстро заполняется. С одной стороны, к власти приходят люди, возмужавшие уже в постсоветской политике. С другой - Брюссель и Вашингтон, каждый по своим причинам, всерьез обратили взгляды к "новым независимым государствам".
"Строго говоря, началась вторая стадия распада империи, при которой метрополия и ее бывшие сателлиты окончательно превращаются в независимые друг от друга государственные образования, выбирая собственные маршруты развития", - поясняет обозреватель "Времени новостей" Семен Новопрудский.
"У России больше нет ни "вечного славянского соседа" Украины, ни "южного подбрюшья" в виде Средней Азии. Есть набор разных по уровню развития и политической культуры государств, которые с разной долей успеха будут самоопределяться в координатах постсоветского мира".
Как считает Новопрудский, на наших глазах происходит вполне естественное окончательное и бесповоротное крушение мифа о ближнем зарубежье. Его больше не существует. Есть просто Россия и просто зарубежье.
Эта, возможно, новая для сознания российской власти реальность отнюдь не унизительна и не проигрышна для России, уверяет Новопрудский. Напротив, у нее появляется уникальный шанс сосредоточиться на внутренних проблемах, обрести национальную идентичность в собственных - очень немаленьких - границах и заявить о себе миру как о нормально развивающейся самодостаточной стране без империалистических наклонностей.
"Россия становится обычной большой страной между Европой и Азией, и ей, ровно так же, как Украине, Грузии, Молдавии или Киргизии, предстоит находить себе место в новом мироустройстве. Конечно, психологически больно утрачивать статус солнца, вокруг которого вращаются планеты, и становиться просто планетой. Но адекватные представления об окружающем мире - единственный шанс правильно сориентироваться в историческом времени и пространстве, чтобы окончательно не сбиться с пути на очередном повороте истории", - убежден Новопрудский.