"Американцы дают нам деньги, а русские - работу". Феликс Кулов
Юрий КОВАЛЕНКО, "Русский курьер"
Париж пристально наблюдает за развитием событий в Киргизии, а ведущие французские СМИ направили в Бишкек, где Франция еще недавно располагала военной базой, своих корреспондентов. Они подробно освещают ход событий, публикуют интервью с представителями новой власти, включая главного киргизского силовика 56-летнего генерал-лейтенанта Феликса Кулова, который в минувший четверг был освобожден из тюрьмы, где провел последние четыре года. Он являлся вице-президентом страны, занимал пост министра национальной безопасности при Аскаре Акаеве в 1997 - 1998 годах, но после ссоры с главой государства отправлен за решетку, тогда как его семье удалось найти убежище в Соединенных Штатах. Этот «народный генерал» - как его называют в Киргизии - намерен, прежде всего, строго следовать закону. Он даже обещает вернуться в тюрьму, если верховная судебная инстанция не отменит вынесенный ему приговор.
«Революция пока еще не началась, - заявил Феликс Кулов в беседе с журналистом газеты «Либерасьон». - То, что произошло у нас, очень отличается от событий на Украине или в Грузии. Киргизия оказалась в положении, когда ушла из дома мать, а старший брат, самый решительный был вынужден все взять в свои руки. Когда манифестанты захватили президентский дворец, они обратились с призывом к Курманбеку Бакиеву возглавить страну. Оппозиция у нас слабая, она разделена и не была готова взять власть в свои руки. На сегодняшний день политическая ситуация остается неясной, но возврат к старому уже невозможен».
«Мы товарищи с Курманбеком Бакиевым, - заявил далее Кулов. - Да, он был премьер-министром в момент моего ареста, но занимался, главным образом, экономическими вопросами. Надо посмотреть, какая будет его программа».
«Бакиева называют человеком Москвы, - задает вопрос журналист «Либерасьон», - тогда как вы, находясь в тюрьме, пользовались сильной американской поддержкой»: «Киргизстан - такая маленькая страна, имеющая так мало ресурсов, что мы не в состоянии сказать «да» американцам и «нет» - русским - или наоборот, - ответил Феликс Кулов. - Мы должны всем говорить «да». Американцы хотят, чтобы наша страна стала демократической и не превратилась в новый очаг терроризма и в центр торговли наркотиками. Но мы не можем жить без России. Из 5 миллионов жителей Киргизии от 800 тысяч до 1 миллиона человек работают в России. Американцы дают нам деньги, а русские - работу. Доходы, которые киргизы получают в России, составляют почти половину нашего государственного бюджета. Россия также обеспечивает нас бензином, отоплением. Мы не можем ссориться с Москвой». На вопрос о поддержке США и ЕС, без которой революция была бы невозможна, в интервью итальянской газете «Репубблика» Феликс Кулов ответил: «Киргизия восстала не для того, чтобы оплатить счет Западу. Мы благодарны тем, кто поддерживает нашу борьбу за свободу, и я уверен, что никто ничего не попросит взамен».
«Я не примкнул к революции. Я всегда был на стороне демократии и народа, - заявил в интервью газете «Фигаро» писатель Чингиз Айтматов, который в настоящее время является послом Киргизии в Бельгии. - И даже если изначально у нас существовал демократический режим Аскара Акаева, в последнее время он превратился в некую форму тоталитаризма и опасного семейного непотизма. Смена власти - даже если она происходит в опасной и сложной революционной ситуации - дает надежду на новые политические перспективы и на выход страны из кризиса, Власть взяли в свои руки демократы. Они заняли высокие посты во властных структурах, которые им пришлось покинуть в силу своих расхождений с командой Акаева. Они имеют опыт. Я надеюсь, что это поможет им найти новый политический подход к нынешним острейшим проблемам. Иначе все повторится как при Акаеве».
«Узбекистан закрыл границы с Киргизией, - отметил писатель - посол. - Эта страна боится распространения революции по причине того, что ее поддержало узбекское меньшинство, проживающее на юге Киргизии. Поэтому я не думаю, что следует опасаться попытки дестабилизации со стороны Ташкента. Сам я автор проекта региональной интеграции Центральной Азии. Я убежден, что для наилучшего разрешения общих проблем нам надо работать вместе. К сожалению, этого пока не происходит».
Коснувшись позиции Москвы, Чингиз Айтматов подчеркнул, что она отличается прагматизмом: «Русские понимают, что у нас произошла смена власти. Наши новые лидеры утверждают, что они будут лояльно относиться к Москве. Вы должны понять, что Россия остается главным приоритетом нашей внешней политики, и поэтому произошедшие перемены никак не повлияют на наши с ней отношения».
Что же касается погромов и грабежей магазинов, то они начались после бегства за границу бывшего президента в обстановке всеобщего хаоса, сказал Чингиз Айтматов: «Это чрезвычайно опасное развитие событий. К тому времени не было больше ни армии, ни полиции. Увидев бегство Акаева, все покинули корабль. Поэтому новая власть должна срочно взять под полный контроль силовые министерства».