Международные эксперты критикуют поправки в законодательство о нацбезопасности
Ерке ТУЛЕГЕНОВА, Астана, Kazakh weekly newspaper PANORAMA
В прошлую пятницу в Астане прошел круглый стол "Законодательство РК и международные стандарты в области прав человека и безопасности", организованный казахстанским представительством ОБСЕ. В работе форума приняли участие зарубежные эксперты и представители казахстанских органов власти.
Основной темой обсуждения стал проект закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам обеспечения национальной безопасности". Эксперты ОБСЕ и Европейской комиссии предостерегают Казахстан от поспешности в его принятии, так как считают, что он может серьезно повлиять на соблюдение прав человека.
Как заявил глава Центра ОБСЕ в Алматы Ивар ВИККИ, при принятии подобного закона необходимо соблюдение "баланса между интересами государства и личности", что возможно достичь при открытом обсуждении проблемы со всеми заинтересованными сторонами.
Однако казахстанские власти демонстрируют поспешность в принятии указанных поправок, что может привести к нарушениям конституционных прав граждан, считает первый секретарь представительства ЕК в РК Асад БЕК. Подчеркнув, что "Еврокомиссия приветствует процессы демократизации, которые происходят в Казахстане", он выразил "большую озабоченность" самим законом и "той скоростью, с которой проходит по нему работа".
Координатор БДИПЧ/ОБСЕ по вопросам верховенства права в Центральной Азии Дмитрий НУРУМОВ также полагает, что рассматриваемые поправки ограничивают права граждан на свободу вероисповедания.
"Международное право не позволяет накладывать каких-либо ограничений по реализации свободы религии в связи с необходимостью обеспечить национальную безопасность",- заметил он. Ограничение религиозных прав граждан возможно только в тех случаях, когда это направлено на защиту суверенитета, территориальной целостности или политической независимости государства, пояснил эксперт. Однако, предлагаемый законопроект "не предусматривает какого-либо обоснования в поддержку предлагаемых ограничительных мер". По мнению эксперта БДИПЧ, "предусматриваемые меры несоразмерны с целями, которые преследует законопроект. Эти недостатки по большей мере связаны с расплывчатостью определений, используемых в нем".
В связи с этим БДИПЧ рекомендует исключить из законопроекта положения об обязательной регистрации религиозных групп и поправки в отношении регулирования деятельности миссионеров. Кроме того, по его мнению, необходимо исключить положения о религиозном воспитании детей. При этом БДИПЧ считает возможным рассмотреть внесение изменений в соответствующее законодательство, которые будут касаться отслеживания, предотвращения и устранения последствий случаев нанесения вреда ребенку. При этом г-н Нурумов подчеркнул, что комментарии БДИПЧ носят "предварительный характер".
Озабоченность международной организации, по его словам, вызывает также то, "что понятие "национальная безопасность" по отношению к законодательству используется для того, чтобы принять поправки, которые должны рассматриваться и приниматься самостоятельно". В качестве примера эксперт назвал поправки в отношении выборов, которые по сути "должны рассматриваться в контексте выборного законодательства".
Международных экспертов поддержали и некоторые казахстанские юристы. Так, судья Верховного суда РК Марзия БАЛТАБАЙ не считает, что обсуждаемый законопроект принимается скоропалительно, но тоже называет его положения, наделяющие прокуроров правом приостанавливать и закрывать средства массовой информации и религиозные объединения, противоречащими Конституции РК. "Эти нормы проекта закона не соответствуют полномочиям прокурора по действующему законодательству о прокуратуре и противоречат Конституции",- заявила г-жа Балтабай. Она отметила, что "этот закон позволяет прокурору ставить в дискриминационное положение религиозные объединения по отношению к другим общественным объединениям".
Судья Верховного суда обратила внимание участников форума на возможные правовые последствия данной нормы: "Если прокурор приостановит деятельность объединения, затем в течение трех дней обратится в суд, и суд, рассматривая дело, придет к выводу, что нет оснований для приостановления или ликвидации религиозного объединения, страшно представить, какие правовые последствия могут возникнуть". При этом г-жа Балтабай не исключила, что в данной ситуации возможно возникновение вопроса о возмещении вреда из государственной казны.
Представитель Хельсинкского комитета по правам человека Нинель ФОКИНА сравнила обсуждаемый законопроект с тремя законопроектами, касающимися прав и свобод человека, которые вызвали ожесточенное неприятие "как экспертов, так и тех групп, на кого они были направлены", - это законы "О религии", "О СМИ", "Об НПО". Г-жа Фокина напомнила, что все они "в конце концов были забракованы" Конституционным советом либо Президентом страны. Причины этого она видит в том, что "важные законопроекты, касающиеся прав и свобод, разрабатываются без предварительного обоснования, без обсуждения".
Правозащитник напомнила, что Конституция Казахстана признает высшей ценностью права и свободы человека и провозглашает их приоритет над всеми остальными обстоятельствами. Между тем обсуждаемые поправки в законодательство о нацбезопасности, по мнению г-жи Фокиной, "совершенно ясно и четко" ставят приоритет национальной безопасности над правами человека. При этом, по словам правозащитника, "законопроект указывает цели, из которых исходит угроза национальной безопасности, - это политические партии, религиозные объединения, общественные объединения, некоммерческие организации и средства массовой информации, то есть институты гражданского общества". "Если сегодня действительно возникло такое положение, что институты гражданского общества представляют угрозу для национальной безопасности, значит, логичнее всего - нужно пересматривать концепцию национальной безопасности: Но сначала нужно исключить из Конституции права и свободы, которые не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах. И записать, что в случае угроз национальной безопасности эти права можно нарушать",- заявила г-жа Фокина.
Рекомендации круглого стола были переданы в парламент, где 27 апреля обсуждался законопроект.