Семья и люди
Мадина МАРАТОВА, Бишкек, Деловая Неделя, Казахстан
27 апреля прошла первая пресс-конференция по итогам 8 дней работы Государственной комисси по имуществу экс-президента страны Акаева и его родственников. Кыргызстанцев ждали любопытные новости. Во-первых, теперь комиссия занимается изучением финансовой деятельности не 42 компаний, а 73. И круг возможных владельцев имущества семьи увеличился с 5 человек до 28, в число которых вошли и дальние родственники тоже.
Как заявил Данияр Усенов: «На сегодняшний день мы включили еще 31 компанию к рассмотрению. Мы идем в компанию, которая значится в списке, - но ее учредителем является другая компания. Мы идем туда - ее учредителями являются еще две другие, и так набираются компании, которых в списке нет. Поэтому мы вынуждены включить для проверки еще дополнительные компании в списки». Усенов также сообщил, что небольшие проблемы возникли с компаниями, которые тяжело определить как принадлежащие семье Акаева, его родственникам или ближайшему окружению, потому что это публичные компании. К ним относятся такие, как Кантский цементно-шиферный комбинат, Токмакский стекольный завод или компания «Кумтор», акции которой свободно продаются на бирже. Естественно, там в учредителях нет ни одной фамилии.
О схемах, по которым работала семья президента Акаева, Усенов рассказал на примере компании «Бител»: «Учредителями этой компании сотовой связи являются три офшерные компании, зарегистрированные на острове Мэн. Учредителями этих компаний являются две компании, зарегистрированные на Сейшельских островах. А учредителями этих двух кампаний являются две либерийские компании. А учредителями либерийских компаний являются, с одной стороны, семья Акаева, с другой стороны - менеджмент во главе с господином Турдугуловым (документальный владелец «Битела»). Вот наша публичная компания, которая платит налоги и вся такая законопослушная. С 3 февраля по 21 марта 2005 года переводились на счета этих офшорных компаний 926 млн. сомов, почти миллиард. У нас есть вопросы: куда эти деньги ушли, откуда они появились?»
Госкомиссия выявила и географию перевода денег из этих компаний. Деньги переводилсь на Сейшельские острова, острова Мэн, Кипр, финансовую помойку мира - Либерию, Турцию, Германию, Виргинские острова, Каймановые, Антильские, Нидерландские острова, Лихтенштейн, Панаму, Западное Самоа. Большие претензии у Минфина к уплате налогов этими компаниями. К примеру, есть компании, которые не выплачивали налоги в бюджет по 2-3 года. А есть такие, которые платили регулярно, но заниженные в несколько сот раз. «В аэропорту «Манас» есть две компании, имеющие доход в год от продажи бензина в 30 миллионов долларов, а налоги платились с 1000 долларов. Уже не знаю, как это назвать, беспредел - несколько мягко»,- сообщил Усенов. Кстати, компании эти контролировал сын Акаева Айдар. Много претензий и по приватизации. К примеру, ряд крупных промышленных предприятий был выкуплен по низкой цене.
Примером может служить Каиндинский сахарный завод, реальная стоимость которого была 7-8 миллионов долларов, а выкуплен он родственниками Акаева за 1 миллион сомов. Коллегия Фонда госимущества, рассмотрев эти вопросы, отменила эти соглашения и передала материалы в суд.
Госкомиссия уже выявила, что порядка 30% помещений благотворительного фонда «Мээрим», учрежденного первой леди страны Майрам Акаевой, были переданы с баланса государственного на баланс этой частной компании. По решению Госкомиссии - это госсобственность, и она будет возвращена государству. Сейчас комиссия проверяет денежные потоки, гранты, которые были выданы под гарантии правительства этой компании. Много вопросов и по строительству в последнее время двух огромных дворцов под официальным названием «Библиотека Первого президента» и «Домик для гостей». Последний, роскошный особняк в 6 тысяч кв. метров, первая леди строила в качестве личного жилья. Как заявил и.о. министра финансов Акылбек Жапаров: «Общая сметная стоимость одного только корпуса одного из дворцов 247 тысяч долларов. Плюс к этому из бюджета было направлено 15 миллионов сомов на приобретение люстр и мебели. Еще 138,5 миллиона сомов было выделено из бюджета республики и бюджета города на отделку. В этом плане мы предложили комиссии, раз это бюджетные деньги, народные, просим, чтобы эти два объекта перешли в народную собственность, и потом будем решать, как дальше поступать». Естественно, вскрывая различные факты финансовых махинаций и нарушений семьи Акаева, госкомиссия подвергается беспрецендентному давлению. « Компания в аэропорту «Манас» пытается на нас оказать давление. Сегодня мне звонил посол России Шмагин. Эта компания написала письмо «Аэрофлоту», что из-за работы комиссии их самолеты заправляться не будут. Начали звонить и другие послы. Мы очень уважаем дружеские отношения с посольствами всех стран, но с внутренними делами мы разберемся сами. Кроме того, могу заявить, такое нечестное давление, вплоть до подключения высочайших чинов других государств, характеризует всю гнилость и высочайшую степень коррумпированности той системы, которую мы пытаемя развалить».
Алесандр Ким, главный редактор газеты «МСН», заявил: «Все объекты были приватизированы с грубейшими нарушениями закона. Во многих случаях просто отобраны. Сегодня собственники в лице Айдара Акаева и Адиля Тойгонбаева пытаются шантажировать правительство, комиссию, надеясь на то, что в отношении их будут применяться законные действия. Здесь очень деликатная ситуация. Поступать с ними по закону или действовать с позиции силы, потому что нельзя терпеть такой шантаж со стороны Айдара, когда он говорит, что не будет заправлять самолеты, потому что он купил за бесценок все топливное оборудование. Я думаю, что комиссия будет принимать политическое решение в отношении шантажа». Толекан Исмаилова, правозащитный центр «Гражданское общество против коррупции», также вошедшая в Госкомиссию, сказала: «Наш правозащитный центр предложил комиссии, чтобы параллельно с расследованием внутри Кыргызстана работала внешняя комиссия по возвращению кыргызских активов из-за рубежа. Временное правительство должно быть заинтересовано вернуть деньги кыргызстанцев, украденные семьей президента Акаева и его окружением, которые находятся в банках зарубежных стран». Данияр Усенов так высказался о размахе и аппетитах семьи Акаева: «Раньше говорили о том, что коррупция дошла до 7-го этажа Дома правительства, я могу сейчас заявить: она вышла с 7-го этажа и дошла до простого постового милиционера. Здесь ее планировали, строили и вынашивали, здесь ее конструировали. Кыргызстан богатая страна, просто у нас были нищие руководители. Нищие душой, нищие умом».