CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

freeuz.org

Официальный Узбекистан не любит смелых и модных журналистов

29 апреля 2005

Официальный Узбекистан не любит смелых и модных журналистов

"Арена", Комитет свободы слова и выражения (Ташкент, Узбекистан), 28.04.2005

Дизайнерский подход в одежде известной своим острым пером узбекистанской корреспондентки мирового новостного агентства UPI Марины Козловой и отсутствие у нее журналистского образования второй раз за последние два года прозвучали поводом для повторного отказа ей в аккредитации в МИДе Узбекистана.

Во всяком случае, она сделала именно такой вывод после разговора по телефону в минувшию среду с пресс-секретарем Министерства иностранных дел Узбекистана Ильхомом Закировым. Свой отказ в аккредитации работник МИДа пояснил ей тем, что министерство по отношению к ней осталось при том же мнении, что и два года назад.

В 2003 году узбекское внешнеполитическое ведомство в письменной форме обосновало работодателям Козловой отказ в аккредитации отсутствием у нее журналистского образования (Козлова имеет диплом дизайнера по костюмам).

Двумя годами ранее до этого в МИДе журналистке было заявлено, что аккредитацию ей не продлят потому, что она неподобающе одевается и причесывается. Однако в этот конфликт вмешалось Посольство США в Узбекистане, после чего аккредитацию Козловой продлили.

- Я уже высказал Козловой официальный отказ, добавить мне нечего, - сказал мне по телефону Илхом Закиров. - А почему вы мне звоните и спрашиваете об этом? Ведь это касается только МИДа и UPI. В свое время мы уже дали UPI исчерпывающий ответ.

- Во-первых, я - журналистка, во-вторых, являюсь сотрудником Центра экстремальной журналистики, - ответила я. - По роду своей работы я пишу о фактах нарушения прав журналистов в Узбекистане, в том числе, отказа в доступе к информации.

- Вы работаете неофициально и я не обязан предоставлять вам информацию, - сказал мне Ильхом Закиров.

На мой контраргумент о том, что четыре года назад МИД отказал мне в аккредитации, он заявил, что ему известно об этом.

В Узбекистане очень мало профессиональных журналистов, пишущих о том, о чем не принято писать в местной прессе. Их можно пересчитать по пальцам. Среди них - Марина Козлова. Я не раз была очевидцем ее острых вопросов на различных пресс-конференциях. Кстати, одевается она со вкусом, как подобает в деловой обстановке.

В очередном отказе в аккредитации Марины Козловой я склонна видеть действительную, но скрытую причину, ставшую основанием для этого. Это - ее смелая профессиональная журналистская деятельность.

Помнится, на одной из официальных пресс-конференций она спросила президента Узбекистана Ислама Каримова о количестве людей в Узбекистане, ежегодно отправляемых на смертную казнь. Его ответ был - около 100 человек в год. Не трудно понять, что вытащить такую информацию из президента под силу далеко не каждому узбекистанскому журналисту, тем более, дорожащему своей аккредитацией.

На подобных мероприятиях Козлова задавала слишком прямые и острые вопросы о пытках, диссидентах, оппозиции. Это было больше исключением, чем правилом:

Многие из журналистов Узбекистана, имеющих аккредитацию, не позволяют себе подобных вопросов (не в упрек им сказано). Это ни в коей мере не умаляет их профессионализм, который не вызывает каких-либо сомнений у окружающих.

Кстати, среди них немало таких, кто не имеет журналистского или филологического образовании. Но официальный Ташкент заметил это только у Марины Козловой.

Инера Сафаргалиева, эксперт Центра экстремальной журналистики

freeuz.org

Предыдущая статьяАмериканские эксперты готовят доклад, на основании которого будет формироваться политика США в Центральной Азии
Следующая статьяУзбекистан занял 184-е место в мировом рейтинге свободы прессы