CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

panorama.kz

Оппозиция считает, что погром в Шымкенте произошел не без ведома властей

6 мая 2005

Оппозиция считает, что погром в Шымкенте произошел не без ведома властей

3 мая несколько известных оппозиционных политиков, участвующих в создании движения "За справедливый Казахстан", прокомментировали события, произошедшие накануне в Шымкенте при проведении организационной встречи с потенциальными активистами движения. Попытки оппозиции уединиться в арендованном конференц-зале гостиницы "Турист" были пресечены группой агрессивных молодых людей, которая сломала несколько дверей и стала крушить все, выкрикивая ругательства и интересуясь: "Где здесь единый кандидат от оппозиции?"

По словам бывшего министра информации, секретаря Совета безопасности и посла Казахстана в России Алтынбека САРСЕНБАЕВА, г-ну Туякбаю грозила серьезная опасность и его пришлось выводить из помещения крайне нетривиальным способом, разбивая стекло на балкон и затем выбираясь с балкона, расположенного на втором этаже здания. Полиция, которой было в избытке вокруг "Туриста", по его словам, никак не вмешивалась в происходящее даже после того, как экс-генеральный прокурор и председатель нижней палаты парламента Жармахан Туякбай и экс-секретарь Совета безопасности спрыгнули со второго этажа и опоздание г-на Туякбая с посадкой в автомобиль хотя бы "на 20 секунд" было чревато серьезными последствиями. По словам г-на Сарсенбаева, г-ну Туякбаю повезло с тем, что охранник усадил его слева на заднем сидении, а не на то место, где он сидел обычно, поскольку туда был брошен кирпич. Серьезно пострадал один из сопровождавших г-на Сарсенбаева людей, которого сначала ударили палкой по голове, а потом били, когда он уже лежал. На момент пресс-конференции он находился в больнице. Оппозиция расценивает произошедшее как "покушение" на г-на Туякбая, и если даже краски несколько сгущаются для достижения большего эффекта, ясно, что произошел серьезный инцидент, находящийся полностью в логике ухудшения политического климата в стране после переворота в Кыргызстане. Присутствовавший в зале Булат АБИЛОВ считает, что применение таких методов может объясняться сильным испугом и растерянностью властей после бишкекских событий, а также отмечает, что все могло бы иметь еще более дурной оборот, если бы участники встречи не вели себя спокойно и поддались бы на провокации ворвавшейся в зал толпы. Г-н Сарсенбаев провел четкую грань между молодежью, которая собралась перед гостиницей с лозунгами "Мы за Назарбаева" и "Не допустим Бишкека" и имела "нормальные лица, которые прятались за плакаты", и "бандитами", ворвашимися в конференц-зал и которых не было среди даже вызывающих некоторое умиление "мирных пикетчиков". Одним из впечатлений Болатхана ТАЙЖАНА, которым он поделился с журналистами, стал контраст между увиденным в Шымкенте и просмотром по приезде домой теленовостей, касающихся предстоящих парламентских выборов в Великобритании, где происходит цивилизованная дискуссия. Г-н Тайжан задается вопросом: "Неужели нам потребуется еще много времени на то, что люди со взглядами, отличающимися на 180 градусов, спокойно спорили за столом?", а также высказал точку зрения, что случившееся позорит страну.

Общей точкой зрения участников пресс-конференции была срежиссированность или, по крайней мере, санкционированность действий со стороны властей, в доказательство чего, помимо обилия вокруг здания полиции, приводилось присутствие нескольких руководителей областного звена возле разгромленной гостиницы. По версии оппозиционеров, очевидцы проишествия говорили им, что, по крайней мере, руководители группы "не шымкентские люди", что, возможно, может послужить утешительным призом г-ну Туякбаю, поскольку именно в этой области находится его избирательный округ, где он баллотировался до того, как стать ?1 в партийном списке "Отана". Утверждается также даже, что вся группа, ворвавшаяся в зал, была привезена в регион извне и инструктировалась некоторое время предварительно организаторами акции. (Двумя днями позже Булат Абилов отметил, что у оппозиции существуют доказательства, что группой руководили шымкентские криминальные авторитеты, ранее судимые за наркотрафик, поэтому не стоит говорить о том, что речь идет о столкновении оппозиции со "студентами", и оппозиция намерена представить в правоохранительные органы соответствующие фото- и видеоматериалы.)

Если принять версию, что за всем случившимся стоят самые главные власти без какой-либо примеси влияния третьей силы (например, в виде слишком ретивых силовиков, стремящихся доказать свою незаменимость, или чрезмерно "правоверных" местных властей), то приходится сделать вывод, что налицо слишком изощренные политтехнологии, поскольку достаточно очевидно, что оппозиция сможет обратить в свою пользу репрессии против нее и власти вообще стоит опасаться не столько ее, сколько собственных ошибок и пристрастия к силовым решениям. Возможно, все эти акции связаны с желанием максимально использовать испуг большей части общества от бишкекских событий и создать иллюзию смуты для того, чтобы, в свою очередь, иметь аргументы, чтобы без помех отступать от правил нормальной политической борьбы. Очевидно, применение подобных политтехнологий самой оппозицией в условиях недружественных правоохранительных структур было бы для нее слишком большим риском.

Николай ДРОЗД, Kazakh weekly newspaper PANORAMA

panorama.kz

Предыдущая статьяВ Международный день защиты свободы прессы критиковалось положение масс-медиа в Казахстане
Следующая статьяПолитологи считают, что содержащиеся в законопроекте о нацбезопасности нормы, касающиеся политических прав граждан, противоречат законодательству