Политологи считают, что содержащиеся в законопроекте о нацбезопасности нормы, касающиеся политических прав граждан, противоречат законодательству
Политолог Ерлан Карин представил в Казахстанском пресс-клубе заключение Центра антитеррористических программ (ЦАП), директором которого он является, к проекту закона о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам противодействия экстремистской деятельности. Те поправки касались изменений в Гражданский процессуальный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, а также в законы об общественных объединениях, политических партиях, свободе вероисповедания и религиозных объединениях, о государственной правовой статистике и специальных учетах.
- По мнению многих юристов, с принятием данного закона в стране практически сложился выверенный блок законодательных актов, направленных на предупреждение терроризма и экстремизма, сохранение общественного согласия в нашем государстве, - заявил г-н КАРИН.
Однако сейчас в парламенте рассматривается новый законопроект - "О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам обеспечения национальной безопасности", согласно которому предполагается внесение дополнений и изменений сразу в ряд действующих законодательных актов. По этому поводу существуют противоположные мнения. Так, по мнению представителей ряда политических партий, общественных объединений, независимых политологов, юристов, в данном законопроекте содержится ряд норм, противоречащих Конституции страны и законодательству. "Принятие данного законопроекта не улучшит, а напротив, ухудшит ситуацию в казахстанском обществе", - заметил политолог.
На пресс-конференции был представлен очень подробный анализ предлагаемых изменений в законодательные акты, юридическое заключение по которым было подготовлено при участии Бюро правовых исследований NOMOS. Например, в докладе центра отмечено, что заложенный в законопроекте дополнительный пункт 3 ст.328 Уголовного кодекса РК "...Самовольное присвоение звания должностного лица, занимающего установленную Конституцией Республики Казахстан должность...", вводится, видимо, законодателем после анализа ситуации в Кыргызстане, "когда в результате "паралича власти" в данном государстве и последующих беспорядков происходили "самозахваты власти" - ряд лиц "объявлял" себя по собственному желанию тем или иным должностным лицом". Очевидно, также итогом изучения зарубежного опыта стало появление пункта 2 ст.233 УК РК, дополненного подпунктом "б", предусматривающих ситуацию, "когда террористические акты осуществляются не только с применением традиционных видов оружия либо взрывчатки, но и любых предметов, которые могут создать реальную угрозу для жизни и здоровья граждан".
- В качестве примера можно привести применение обычных пассажирских самолетов при осуществлении терактов в сентябре 2001 года, - отметил г-н Карин.
Что касается норм уголовного преследования за финансирование экстремистской либо террористической деятельности, то они вводятся во исполнение международных обязательств, принятых в связи с присоединением к Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма. Представляющие на первый взгляд неясность положения новой редакции ст.337 относительно уголовного преследования за участие в "других" (помимо общественных) незаконных объединениях направлены в первую очередь на борьбу с так называемыми "стихийными" объединениями, как правило, представляющими большую общественную опасность. К таковым, например, можно отнести движение "скинхэдов" в России. Закон Казахстана "О противодействии экстремистской деятельности" позволяет бороться с такими неформальными и незарегистрированными объединениями, отметил г-н Карин.
В целом, по его мнению, законопроект направлен на укрепление национальной безопасности, защиту общества от угрозы терроризма и экстремизма, а также на исполнение международных обязательств Казахстана, принятых в связи с ратификацией Республикой Казахстан ряда международно-правовых актов по борьбе с терроризмом и экстремизмом. Однако содержащийся в законопроекте ряд изменений и дополнений в законы "политического" характера, непосредственно касающихся конституционных политических прав граждан, очевидно, противоречит действующему законодательству страны и опосредованно ее Конституции. "Полагаем, что необходимо официальное рассмотрение данного законопроекта Конституционным советом РК на предмет соответствия его Конституции Республики Казахстан", - заявил г-н Карин.
Ярослав РАЗУМОВ, Kazakh weekly newspaper PANORAMA