CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Эксперты: "Ядерный" Иран - это неизбежность

6 мая 2005

Эксперты: "Ядерный" Иран - это неизбежность

РосБизнесКонсалтинг, 06.05.2005

Седьмая по счету Конференция по Договору о нераспространении ядерного оружия, проходящая в нью-йоркской штаб-квартире ООН, в самом разгаре. От Конференции не ждут практических решений. Не тот это форум, слишком уж многолюдный. Но главное, 188 стран - членов ДНЯО, должны продемонстрировать свое желание решить самые наболевшие проблемы. А уже потом, в более узких форматах, может быть продолжена кропотливая работа по ограничению ядерного распространения. Однако вместо этого первая неделя Конференции ознаменовалась громкими скандалами.

Во-первых, по запросу Вашингтона в Швейцарии был арестован экс-глава Минатома РФ Евгений Адамов, располагающей самой секретной информацией о российских вооружениях. Эксперты расценили это как подтверждение стремления США контролировать ядерные потенциалы других стран. Делегаты, обеспокоенные этим событием, полагают, что это может привести к коллапсу ДНЯО. Политика США просто не оставляет другим государствам иной возможности защиты суверенитета, кроме как обладание ядерным оружием.

Во-вторых, на днях британская The Independent опубликовала секретные сведения о готовящейся модернизации ядерного щита Великобритании. Проект рассчитан на 20 лет и обойдется Соединенному Королевству в 10 млрд фунтов. Но дело конечно не в сумме (хотя она огромна), а в том, что до сих пор британский МИД поддерживал позицию Договора: страны, не имеющие ядерного оружия, не должны стараться им завладеть, а "ядерные страны" - обязаны постепенно от него избавляться. Выходит, старейший участник Договора, один из трех его гарантов (напомним, ДНЯО был подписан по инициативе США, СССР и Великобритании в 1968 году) ведет какую-то двойную игру?

Официально Конференция призвана, "подтвердить значимость и жизнеспособность Договора, который за время своего функционирования убедительно доказал, что был и остается важнейшим и эффективным инструментом сдерживания угрозы расползания ядерного оружия". И действительно Договор нуждается в таком "подтверждении" - последние годы были омрачены многочисленными "ядерными" скандалами. О выходе из ДНЯО заявила Северная Корея, отказался свернуть ядерную программу Иран, требуют подтверждения "ядерного статуса" Индия и Пакистан, а США вообще в поисках оружия массового уничтожения затеяли войну в Ираке:

Кроме того, как отмечает в интервью РБК директор Центра политических исследований в России, профессор Женевского центра политики безопасности Владимир Орлов, одной из главных проблем сегодня является выход на авансцену набирающих финансовую и военную мощь "негосударственных игроков" - террористических организаций. "Эти "игроки" по определению не могут быть участниками международных соглашений, а их действия с каждым годом все больше направлены на подрыв сложившейся системы, в том числе - путем захвата ядерно-опасных объектов, актов ядерного, биологического, а также масштабного кибертерроризма" - считает эксперт.

Эти очевидные провалы ДНЯО вызывают массу вопросов, главные из которых: Жизнеспособен ли вообще этот Договор в начале Третьего тысячелетия? Модернизировать ли этот документ, либо разрабатывать новый, отвечающий современным мировым угрозам?

Конечно, по словам Владимира Орлова, отцы-основатели Договора 30 лет назад не могли предусмотреть такого поворота событий. Но в то же время следует отметить, что "число традиционных вызовов и угроз не расширяется. Наоборот. Если в 1960-е годы президент Джон Кеннеди предсказывал появление двадцати новых ядерных государств, если в те годы интересовались военно-ядерным выбором Австралия и Аргентина, Швейцария и Швеция, то сегодня число государств, вызывающих обеспокоенность, можно сосчитать на пальцах рук. Прежде всего, это Индия, Пакистан и Израиль, имеющие ядерное оружие, но игнорирующие ДНЯО и "пороговые" - КНДР и Иран".

Владимир Орлов, считает, что мировому сообществу вполне по силам найти необходимые подходы к правительствам этих стран. Так, по его словам "Индия обеспечивает тщательную сохранность ядерного арсенала и ядерных секретов. Израиль "темнит". А ситуация с безопасностью ядерных боеприпасов и оружейных материалов в нестабильном Пакистане вызывает серьезную тревогу". Но не стоит забывать, что и Пакистан и Израиль активно сотрудничают с главным гарантом Договора - США. (Так, например, в прошлом году под давлением Вашингтона президент Пакистана Первез Мушарраф провел расследование по факту утечки ядерных технологий Ирану и Ливии).

Далее, Северная Корея. Пхеньян демонстративно покинул Договор. Не участвует в работе Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ). Правда, выход Северной Кореи из ДНЯО не был до конца оформлен, как того требуют процедуры. Следовательно, остается "лазейка": для КНДР - чтобы в один прекрасный день в ДНЯО тихо вернуться; для международного сообщества - чтобы КНДР туда притащить. Раз мосты не сожжены, это уже хорошо, уверен В.Орлов.

Тем более, что испытанного ядерного оружия у Северной Кореи пока нет. А есть лишь способность произвести считанное число боезарядов в год, и, может быть, снарядить ими средства доставки. "У нас есть несколько рецептов решения северокорейской ядерной проблемы. Один - "выкупить" ее у КНДР в обмен на экономическую помощь и гарантии безопасности. Другой (он сейчас обсуждается в США) - внешняя блокада КНДР и перехват любых грузов, которые могут иметь военный характер. Думаю, что, смешав эти две микстуры, мы имеем шанс, получить желаемый результат: Северную Корею без ядерного оружия и гарантии того, что оно там не появится, - через инспекции МАГАТЭ", считает эксперт.

И, наконец, Иран. Тут ситуация принципиально иная. По словам В.Орлова, "ядерного оружия в Иране нет. Политического решения о его создании - тоже нет. Самой военной ядерной программы - скорее всего, сегодня тоже нет; по крайней мере, никто не может доказать обратного". Более того, Иран - активный участник ДНЯО, продолжает В.Орлов. "У него сложная геополитическая ситуация. У него - вне зависимости от того, кто победит на президентских выборах летом 2005 года - колоссальные технологические амбиции. Поэтому, нравится это кому-то или нет, Иран 21-го века - это Иран с разветвленной ядерной программой. И совсем не обязательно военной. Европейская "тройка", а также Россия, дискутируя с Ираном, ищут формулы, которые позволили бы снизить риск того, что мирная энергетика когда-то будет переключена Тегераном на военные рельсы. Гарантий тут никто не даст, с этим надо смириться. Но имеем же мы Японию с супер-продвинутой атомной энергетикой... Что же теперь, из-за одного этого, готовить точечные удары по японским объектам?"

Оптимизм экспертов, конечно, обнадеживает. И все же, следует отметить, что страх перед громадным ядерным потенциалом одних стран, непомерные ядерные амбиции "новичков", расползание ядерных технологий и угроза ядерного терроризма, накладывают свой отпечаток на мир в начале Третьего тысячелетия. Так, по словам, бельгийского представителя на Конференции сейчас "мир разделен по принципу ядерного апартеида". Все это возрождает кошмар 80-х годов, когда целое поколение выросло на таких фильмах, как "На следующий день" (The day after) и "Письма мертвого человека".

В этой связи, особенно заслуживает внимания воззвание мэра Хиросимы Тадатоси Акибы сделанное на Конференции. Он призвал полностью избавиться от ядерного оружия к 2020 году. "Мы должны сделать все возможное, чтобы не допустить "ядерный холокост" и чтобы 60 лет спустя, снова не появились жертвы ядерных атак", - подчеркнул Т.Акиба.

rbc.ru

Предыдущая статьяЛола Каримова не доверяет узбекистанским журналистам
Следующая статьяМнение: Узбекистан испугался "цветных революций"