Узбекистан: город завис в смысловой пустоте
Радиокомпания "Маяк". 2005/13/05 | 18:06 Егор Холмогоров (обозреватель)
Свой взгляд на события в Узбекистане и у нашего обозревателя Егора Холмогорова. Он считает, что вне зависимости от исхода событий, над Средней Азией нависла серьезная опасность.
ХОЛМОГОРОВ: Не успел глава ФСБ предсказать "оранжевую революцию" в Белоруссии, финансируемую западными неправительственными организациями, как начались события отнюдь не в Белоруссии, а в Узбекистане. Не революция, а мятеж, не оранжевый, а вполне себе кровавый, и вместо американских неправительственных организаций, его, как можно понять, профинансировали местные наркобароны.
Мятежа этого, впрочем, нужно было ожидать в любой момент, поскольку у жителей Ферганской долины, мятежи и погромы стали прочно въевшейся привычкой. Вспомним тут и погромы времен перестройки, и вытеснение русского населения после получения независимости, и деятельность религиозных экстремистов, кое-как притушенную лишь с появлением в Узбекистане американских военных баз в 2001 году.
И на этот раз все началось с судебного процесса против исламистов, которые по совместительству контролируют большую часть бизнеса Андижана. У таких людей всегда есть частные армии, а с их помощью вполне можно было начать мятеж. Но зачем? Президент Каримов совершенно не похож на Аскара Акаева и церемонится, не будет. Однако в условиях общей дестабилизации Средней Азии, начавшейся с Киргизии, Каримов, скорее всего, сам будет не заинтересован в эскалации обстановки, а также постарается пойти на все уступки, на какие может пойти, не теряя лица.
Узбекские власти уже говорят не столько о наведении порядка, сколько о переговорах. Хотя и не скрывают, что к применению силы готовы. И вот здесь американцы виноваты, даже если совершенно не хотели дестабилизировать Узбекистан. В Андижане, расположенном всего в 60 километрах от "колыбели киргизской революции" - Оша, увидели что можно и как, и сделали свои выводы. Посмотрев на Андижан свои выводы сделают где-нибудь еще. И сработает печальный памяти "принцип домино".
При этом не надо обольщаться тем, что у Каримова сильный режим. Ушедший от советской идеологии Узбекистан, так и не пришел ни к исламской, ни к какому-то местному национализму, как в Туркмении. Так и завис в смысловой пустоте, под которой скрываются нешуточные страсти, и тут не поможешь ни закручиванием гаек, ни выпусканием пара.