Узбекистан: Андижан останется кровавой страницей политической истории
Портал Социал-демократической политики, 14 мая 2005 15:36
Узбекистан, сообщения по горячим следам. Если информация и отличается в деталях, то в главном оценки сходятся: военные Узбекистана жестоко подавили вспышку как воруженного сопротивления, так и разгоревшегося на волне этого сопротивления народного недовольства существующим режимом и жизнью. В Андижане не пытались локализовать ситуацию какими-либо мало-мальски продолжительными переговорами. ПСДП.ру продолжит сообщать о развитии ситуации как вокруг возникшего противостояния в Андижане, - судя по всему, сейчас уже потопленного в крови и прекращенного в активной форме, - так и в целом о возможных последствиях случившегося для Узбекистана и его политического руководства. Пока же мы предоставляем нашим читателям фрагментарное изложение случившегося в Андижане, рассказанное журналистами, в том числе - очевидцами.
Областную администрацию никто штурмом не брал. Мятежники просто покинули здание, причем вместе с оставшимися заложниками. По словам одного из руководителей так называемых акромистов, еще вчера ранним утром они захватили в заложники нескольких сотрудников спецслужб и военных-снайперов. По другим данным, в руках мятежников находятся пятнадцать работников милиции и один из прокуратуры. Отошли и солдаты. Очевидец сообщил, что в районе митинга военнослужащих не видно. "Они еще утром отошли в южную часть города, где находится здание СНБ (службы национальной безопасности)", - сказал он.
Перед пустым зданием обладминистрации, как только стихла стрельба, стали собираться горожане, чтобы понять, что происходит. К полудню их было на площади уже около 15 тыс. В отсутствии каких-либо представителей военных и милиции народ стал стихийно возмущаться вчерашним расстрелом мирных жителей. "Вчера я пришел сюда искать своих детей! Солдаты шли по улицам и убивали детей, добивали раненых, лежащих на земле! У них есть матери и дети, у этих солдат? Что думает наш президент? Зачем нам такой президент, который отдает приказ стрелять в свой народ?!" - кричал раненый местный житель, однофамилец президента Азим Каримов.
Из здания обладминистрации вынесено около десяти тел погибших. По всей видимости, это члены вооруженной группировки, удерживавшей здание до последних минут. Тела убитых мужчин лежат на земле, рядом с ними тела двух женщин и подростка. Тем временем на окраинах города военные самостоятельно стали наводить порядок, временами без предупреждения открывая огонь на поражение.
"Сегодня утром в 6 часов мы с женой ехали на маршрутке "Дамас", возвращаясь с базара. Сзади выстрелили солдаты и попали одному парню в затылок. Я его лично отнес в реанимацию, где он сейчас умирает", - сообщил по телефону житель Андижана Садык Худойбердиев. Военные почувствовали свою полную безнаказанность. Автомат - их главный закон. "Нам Алишер Шарафутдинов (замминистра внутренних дел республики) не указ", - говорят солдаты. Это рассказывает корреспондент IWPR (Института по освещению войны и мира) Кудрат Бабаджанов. По словам очевидцев, во время вчерашнего штурма, когда солдаты и спецназ атаковали площадь перед зданием областного хокимията, из бэтээров и БМП, а также из автоматов были расстреляны сотни безоружных мирных жителей. Сейчас сообщается о том, что погибло более 100 человек и более 200 получили ранения. Сначала по ним стреляли из пулеметов с боевых машин, а затем следующие пешком солдаты безжалостно добивали раненых, в том числе женщин и детей. Ночью возле кинотеатра "Чулпон" в груде тел, сваленных на асфальте возле кинотеатра, корреспондент "Ферганы.Ru" насчитал 30 убитых. "Это гражданские лица, ни одного солдата или милиционера", - сообщил журналист. По утверждению правозащитников, в результате вспыхнувших беспорядков в Андижане погибли несколько сотен человек. Трупы колонной машин вывозили из города в субботу утром.
"Сегодня на рассвете тела погибших вывозились на пяти машинах - три самосвала "ЗИЛ", один "Урал" и один автобус. Все они были заполнены телами», - председатель андижанского правозащитного общества "Апелляция" Саиджахон Зайнабитдинов. По его словам, в настоящее время на месте событий остается около 20 тел погибших. Около памятника Бобуру лежат тела 6 погибших, еще 15 - около строительного техникума. "Видимо, власти таким образом хотят показать мировой общественности, что, мол, вот они - убитые террористы", - предположил Зайнабитдинов. Правозащитник подчеркнул, что больших разрушений в городе нет - в пятницу были подожжены драматический театр и кинотеатр.
Отрезанные от всего Узбекистана андижанцы (еще вчера был заблокирован перевал, соединяющий Ферганскую долину с остальной частью республики) кинулись на границу с Киргизией. Утром там столпилось около 2,5 тыс. человек. Части из них удалось прорваться на территорию Ошской области Киргизии. Об этом сказали источники в силовых структурах Кара-Сууйского района Ошской области. Волнения перекинулись и на сам Кара-Суу. Это небольшой город, стоящий прямо на границе с Киргизией. После распада СССР он был поделен на две части, а мост через пограничную горную реку Шахрихансай снесен. Узнав о событиях в Андижане, жители обеих частей Кара-Суу, сочувствующие мятежникам, восстановили мост и подняли на узбекской стороне настоящее восстание, захватив в заложники местного хокима, то есть губернатора. Правда, глава администрации просто пытался успокоить толпу, а в плен его никто не брал. Официальных данных на этот счет нет.
Как считает тот же правозащитник Зайнабитдинов, ситуацию в Андижане нельзя сравнивать с событиями в Киргизии. По его словам, в Андижане люди "не борются за власть, а выражают свое недовольство судебными и экономическими преследованиями". "В том числе люди выступают против ограничения предпринимательства и основных свобод и прав человека", - сказал председатель правозащитной организации. Кроме того, нет в городе и актов мародерства и вандализма. "Сегодня утром мы посетили здание областной администрации, которое накануне было захвачено, там ни одной ручки не было украдено. Все компьютеры, телевизоры, телефоны - все стоит на месте. Есть только опрокинутые стулья и горшки с цветами", - сказал правозащитник.
После того как узбекским властям удалось блокировать всю информацию, поступавшую в Андижан снаружи, власти стали работать над тем, чтобы ограничить доступ новостей изнутри. События в Андижане освещали семь журналистов, большинство из них работали на иностранные СМИ. Корреспондент агентства Reuters Шамиль Байгин и представитель Uznews.Net Галима Бухарбаева ночью были арестованы. Утром их отпустили, настоятельно порекомендовав покинуть Ферганскую долину. "У вас есть 30 минут, чтобы покинуть город. Мы не несем больше ответственности за вашу безопасность. Вас могут взять в заложники", - цитирует корреспондент Reuters представителя национальной службы безопасности Узбекистана.
Корреспондент агентства "Фергана.Ru" это подтвердил. "Нам сказали, что нам надо сматываться", - сказал журналист, не уточнив, от кого поступила такая рекомендация. Корреспондент сказал, что он и его коллеги в субботу выезжают из Андижана, уже покинул пределы города корреспондент Reuters. Однако, Галима Бухарбаева не послушалась властей и направилась в центр города.
Тем временем, несмотря на полную информационную блокаду, в Ташкенте также чувствуется общее напряжение. Около каждого правительственного здания дежурят автоматчики в бронежилетах и касках, что для мирного Ташкента не характерно.
В некоторых деталях информация, собранная ИноСМИ.Ru, отличается от представленной выше информации, собранной Газетой.Ru.
Солдаты, преданные президенту Исламу Каримову, открыли огонь по толпе из пяти тысяч демонстрантов, митингующих у стен местной администрации, а затем отбили у повстанцев здание, захваченное ими вечером в четверг. До захвата правительственной резиденции повстанческие силы накануне овладели зданием тюрьмы и освободили всех обвиняемых в исламском экстремизме заключенных, оставив после себя как минимум девять убитых и тридцать четыре человека раненых. Затем у стен местной администрации стали собираться тысячи демонстрантов.
"Страна изнывает под бременем тоталитарного режима президента Каримова и коррупции во всех эшелонах власти", - обратился к толпе один из повстанцев, используя громкоговоритель, в то время как его братья по оружию барражировали по импровизированной сцене с "калашниковыми" наперевес."Люди требуют справедливости, свободы и демократии", - продолжал выступающий.
Президент Каримов приехал в Андижан - третий по величине город в Узбекистане - и правительственные войска оцепили его центр, где повстанцы продолжали удерживать в заложниках десять сотрудников правоохранительных органов. После провала переговоров армейский грузовик и бронетранспортер буквально врезались в толпу, при этом сидящие наверху солдаты стреляли во все стороны, стараясь рассеять демонстрантов. Свидетели утверждают, что в результате этой стрельбы погибли, по меньшей мере, три человека, в то время как один из организаторов акции протеста заявил, что счет убитым может превысить отметку в пятьдесят человек.
Вот как прокомментировали ситуацию в своем официальном заявлении на государственном телевидении узбекские власти: "Боевики укрываются за женщинами, детьми и заложниками. Они не будут вести переговоры с властями". Согласно российским средствам массовой информации, войсковые подразделения затем штурмом взяли правительственное здание и освободили заложников.
К ночи восстание, похоже, было окончательно подавлено, солдаты продолжали патрулировать город, а Ислам Каримов, по некоторым данным, вернулся обратно в Ташкент.
В марте прошлого года в результате взрыва террориста-смертника и последующей перестрелки погибли более пятидесяти человек. Тогда правительство обвинило во всем исламских экстремистов.
Андижан расположен в Ферганской долине - густонаселенном бедном районе страны, представляющем собой благодатную почву для исламских экстремистов, желающих пополнить свои ряды новыми добровольцами. Подоплекой вчерашнего насилия, по всей видимости, стало судебное разбирательство в отношении двадцати трех предпринимателей, обвиняемых в принадлежности к запрещенной религиозной секте "Акрамия".
На этой неделе в городе состоялись несколько мирных демонстраций, участники которых потребовали их освобождения, при этом некоторые местные жители утверждают, что вчерашние события, в ходе которых все заключенные были освобождены, были спровоцированы слухами о том, что правоохранительные органы собирались арестовать демонстрантов.
"Улицы усеяны трупами, а в зданиях начался пожар, - сообщил журналист, пожелавший остаться неизвестным. - Если правительство не предпримет каких-либо действий, ситуация выйдет из-под контроля". Узбекские власти заблокировали трансляцию телепередач иностранных каналов на своей территории, а Казахстан, Киргизстан и Таджикистан закрыли свои границы.
По словам официальных лиц в узбекском правительстве, "Акрамия" является одним из подразделений запрещенной исламистской группировки "Хизб ут-Тахрир", которая обвиняется в организации ряда террористических актов с использованием смертников. Однако западные правительства, эксперты в области терроризма и региональные политологи в один голос утверждают, что "Хизб ут-Тахрир", несмотря на все призывы к исламскому халифату, не является сторонницей терроризма.
Международные правозащитные организации обвинили узбекские власти в неправомерном заключении под стражу тысяч добропорядочных мусульман и политических диссидентов, а также в применении пыток по отношению к заключенным. Один из лидеров повстанцев подчеркнул: "Нашему терпенью пришел конец. Наши родственники стали просто исчезать. Мы выстрадали предостаточно, все это нужно остановить".
Некоторые сторонние наблюдатели обвиняют Соединенные Штаты в преуменьшении серьезности ситуации с правами человека в Узбекистане, ввиду того, что президент Ислам Каримов в 2001 году позволил Вашингтону использовать одну из авиабаз для обеспечения боевых действий в Афганистане.
В прошлом году эта же проблема была затронута Крейгом Мюрреем (Craig Murrey), бывшим послом Великобритании в Узбекистане, который был отозван на родину после открытого обвинения американских и британских властей в игнорировании случаев применения пыток в узбекских тюрьмах.