Конституция Туркменистана - основа правового, демократического, светского государства
"Туркменистан: золотой век", /14.05.2005/
Закономерным процессом становления суверенной национальной государственности является создание конституционно-правовой системы. Конституция, как основной закон государства, - первое необходимое условие правового государства, основанного на верховенстве права, в ней закреплены демократический, правовой, светский характер государства. Государственное правление в Туркменистане осуществляется в форме президентской республики.
Конституция Туркменистана, выступая основой, фундаментом правовой системы государства, ее главным нормативным источником, служит, вместе с тем, средством целенаправленного воздействия на общественные отношения, важнейшим условием обеспечения согласованности всех звеньев политической системы, гарантией режима законности и правопорядка.
В Конституции Туркменистана отражено коренное преобразование общественного строя, воплощены общепризнанные в мировом сообществе демократические принципы. Ей присущи черты, отражающие как историческое прошлое, так и специфические особенности современного периода развития.
Являясь полноправным субъектом мирового сообщества, Туркменистан признает приоритет общепризнанных норм международного права. Имплементация этих норм в Конституцию, а также в национальное законодательство отражает прогрессивные интеграционные тенденции в праве. Конституция Туркменистана вобрала в себя принципы: признания человека высшей ценностью; народовластия; разделения властей; правового государства; верховенства права и закона; множественности форм собственности.
Верховенство права и закона означает, что государство, его органы и должностные лица, а также граждане связаны правовыми отношениями. Конституция является верховным Законом государства; закрепленные в ней нормы и положения имеют прямое действие. Законы и иные акты правовой системы издаются на основе и во исполнение Конституции. Противоречащие же ей законы и иные правовые акты не имеют юридической силы.
Правовые акты государственных органов публикуются для всеобщего сведения или обнародуются иным способом. Правовые акты, затрагивающие права и свободы граждан, но не доведенные до всеобщего сведения, являются недействительными.
В Конституции Туркменистана содержатся нормы о гражданстве. Каждый имеет право на выбор гражданства. Граждане обладают социально-экономическими, политическими и личными правами и свободами, гарантированными государством. Граждане Туркменистана имеют право избирать и быть избранными в представительные и законодательные органы государственной власти, участвовать в референдумах, быть главой государства, депутатами, судьями, занимать должности в высших органах государственной власти и управления; пользоваться защитой и покровительством государства как внутри страны, так и за рубежом.
«Никто не может быть лишен гражданства или права изменить гражданство. Гражданин Туркменистана не может быть выдан другому государству либо изгнан за пределы страны, или быть ограничен в праве возвращения на родину», гласит статья 6 Конституции.
Граждане всех национальностей пользуются защитой государства на равных основаниях. Туркменистан гарантирует равенство граждан перед законом независимо от национальности, происхождения, языка, вероисповедания; всем гарантируется право говорить на родном языке. Закрепляется ответственность государства за сохранение национального историко-культурного наследия, обеспечение равенства между социальными и национальными общностями.
Конституция Туркменистана признает человека и гражданина высшей ценностью, подчеркивает приоритетное значение общегуманистических ценностей, естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека. «Провозглашение приоритета человека, его прав и свобод по отношению к остальным социальным ценностям, ориентация на эти права и свободы в государственной деятельности - один из важнейших принципов государства Туркменистан», - указывает Президент Сапармурат Ниязов.
Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, права и свободы, личная неприкосновенность и безопасность признаются, соблюдаются и защищаются государством, законом и правосудием. «Ни один человек не может быть лишен права на жизнь. Право каждого человека на свободную жизнь охраняется государством на основе закона. Смертная казнь в Туркменистане отменена», гласит статья 20 Конституции.
Одно из центральных мест в Конституции Туркменистана занимает вопрос о собственности. «Туркменистан утверждает право частной собственности на средства производства, землю, иные материальные и интеллектуальные ценности. Они могут принадлежать также объединениям граждан и государству», гласит статья 9 Конституции.
Конституция Туркменистана создает прочные гарантии государственного единства, политической стабильности, реального осуществления конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, их социальной защищенности. Конституция закрепляет суверенитет народа; основы конституционного строя; основные права, свободы и обязанности человека и гражданина; механизм осуществления власти; местное самоуправление. «Мы исходим из того, что модель правового демократического государства в основе своей базируется на обеспечении нормальной, безопасной жизни людям, свободы слова и мысли каждого гражданина: Но права человека для нас неразрывно связаны с национальными интересами государства, являются его важнейшим компонентом. Этих позиций мы придерживаемся и сегодня, считая их ключевым компонентом в приоритетах нашего политического развития», - подчеркивает Президент Туркменистана.
Закрепление в Конституции Туркменистана светского характера государства означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. «Религиозные организации отделены от государства и не могут вмешиваться в государственные дела и выполнять государственных функций. Государственная система образования отделена от религиозных организаций и носит светский характер», гласит статья 11 Конституции.
Конституция Туркменистана гарантирует верховенство и полноту государственной власти на своей территории. В статье 1 Конституции Туркменистана провозглашается, что государственный суверенитет и территория Туркменистана едины и неделимы. На государство возлагаются защита независимости и территориальной целостности страны, охрана конституционного строя, обеспечение законности и правопорядка.
Носителем суверенитета и единственным источником государственной власти Туркменистана выступает народ, осуществляющий свою власть непосредственно или через представительные органы власти, к которым относятся: Халк Маслахаты и Генгеши.
Государственная власть делится на Халк Маслахаты, законодательную, исполнительную и судебную власти, которые действуют самостоятельно, уравновешивая друг друга. Суть разделения властей - в защите власти народа путем создания системы «сдержек» и «противовесов», препятствующих захвату власти той или иной группой граждан или отдельным должностным лицом. «Никакая часть народа, организация или отдельные лица не вправе насильственно присвоить власть в государстве», гласит статья 2 Конституции.
В систему органов законодательной власти в Туркменистане входит как Халк Маслахаты (Народный Совет) - высший представительный орган народной власти, обладающий полномочиями высшей государственной власти и управления, так и Меджлис (парламент) - государственный законодательный орган власти, что является еще одной отличительной особенностью Конституции Туркменистана.
Главой государства и исполнительной власти, высшим должностным лицом Туркменистана является Президент, который выступает гарантом национальной независимости и статуса нейтралитета Туркменистана, территориальной целостности, соблюдения Конституции и международных соглашений.
«: Признанный мировым сообществом постоянный нейтралитет Туркменистана является основой его внутренней и внешней политики», гласит статья 1 Конституции Туркменистана. Признание Туркменистана нейтральным государством говорит о международном авторитете нашей страны, достигнутом в результате мудрой и дальновидной внутренней и внешней политики Президента Туркменистана.
Исполнительным и распорядительным органом Туркменистана является Кабинет Министров. На местах исполнительная власть осуществляется: в велаятах - хякимами велаятов, в городах - хякимами городов, в этрапах - хякимами этрапов, арчинами.
Систему местного самоуправления образуют Генгеши и органы территориального общественного самоуправления. Генгеши являются представительными органами народной власти на территории города в этрапе, поселка, генгешлика. Территории одного или нескольких сел образуют генгешлик. Работой Генгеша руководит арчин, избираемый из состава Генгеша и подотчетный ему.
Судебная власть в Туркменистане принадлежит только казыетам. Она предназначена защищать права и свободы граждан, охраняемые законом государственные и общественные интересы. Права и свободы человека и гражданина гарантируются независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Таким образом, государство в лице своих органов и должностных лиц выступает гарантом прав человека, свободы, справедливости и социальной стабильности. Государство ответственно перед гражданином и создает условия для свободного развития личности, защищает жизнь и здоровье, честь и достоинство, свободу, неприкосновенность личности и ее неотчуждаемых прав. В свою очередь гражданин ответственен перед государством за исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией и законами.
«Современное туркменское общество развивается на базе возрожденного национального самосознания и тех морально-политических ценностей, что способствуют сплочению нации вокруг идеи новой государственности и созидательного развития. Важным фактором при этом являются взаимопонимание между властью и народом, их взаимное доверие, являющееся залогом нашего общего успеха. Такие отношения создают благоприятную атмосферу для государственного строительства на платформе демократии и верховенства закона», - отмечает Президент Туркменистана Сапармурат Ниязов.
Г.ОРАЗОВА, главный консультант Главного отдела законодательства Министерства адалат Туркменистана