ПРОТИВОРЕЧИЯ ОСТАНУТСЯ
27.05.2005 г. (Сергей Куманикин)
АЛМА-АТА, ВЕСТИ.UZ Предстоящие выборы президента в Киргизии вряд ли снимут существующие противоречия в политической элите этой страны. Такое мнение высказал известный в Казахстане политолог Ерлан Карин, занимающийся с 1999 года изучением и анализом событий в Киргизии.
«Предстоящие выборы в Киргизии вряд ли поставят точку в киргизской революции, вряд ли ослабят нынешние противоречия в политической элите», - сказал он в четверг на пресс-конференции в Алма-Ате. «Более того, выборы могут их еще более обострить», - считает он.
При этом политолог высказал мнение, что заключенное между и. о. президента Курманбеком Бакиевым и и. о. первого вице-премьера Феликсом Куловым соглашение о партнерстве в рамках предвыборной кампании «не гарантирует, что эти лица не вступят рано или поздно в открытое противостояние».
Е. Карин напомнил, что данным соглашением К. Бакиев обязался в случае своей победы на президентских выборах назначить Ф. Кулова премьером. Между тем, подчеркнул политолог, согласно законодательству, «президент лишь вносит кандидатуру премьер-министра» на рассмотрение парламента. В этой связи, Е. Карин считает, что данное соглашение может рассматриваться, с одной стороны, как «игнорирование конституционного принципа равенства властей», с другой - как потенциальная вероятность возможного роспуска парламента К. Бакиевым в случае, если депутаты три раза откажутся утверждать кандидатуру Ф. Кулова премьером. Во втором случае, по его мнению, К. Бакиев получит возможность «избавиться от двух своих противников» - Ф. Кулова и спикера парламента Омурбека Текебаева.
Таким образом, полагает политолог, «есть опасения, что это соглашение может стать детонатором новых линий разлома в политической элите и обществе после выборов». Вместе с тем Е. Карин отметил, что не рассматривает заключенное Ф. Куловым и К. Бакиевым соглашение как стратегический союз этих двух деятелей. «Скорее всего, это является вынужденным тактическим союзом», - сказал он, подчеркнув, что «есть мнения, что это соглашение было подписано при активном участии внешних сил, под их давлением и при их активном посредничестве».
Еще одним фактором риска будущей политической нестабильности в Киргизии Е. Карин считает то, что уже сейчас фиксируются нарушения выборного законодательства, в том числе со стороны штаба К. Бакиева.
В этой связи политолог сообщил, что, по его информации, ряд конкурентов К. Бакиева обвиняет предвыборный штаб и. о. президента в принудительном сборе подписей в поддержку своего кандидата.
Кроме того, штаб К. Бакиева обвиняется в том, что он вводит в заблуждение граждан, предупреждая, что им якобы нельзя ставить свои подписи в поддержку нескольких кандидатов. По информации Е. Карина, Кодекс о выборах Киргизии разрешает гражданам отдавать свои подписи в поддержку нескольких кандидатов. Между тем «ярким примером нарушения выборного законодательства», по мнению Е. Карина, является то, что комментарии сторон, последовавшие за подписанием Ф. Куловым и К. Бакиевым соглашения, «содержали в себе прямую агитацию в пользу одного из кандидатов».
Согласно законодательству, К. Бакиев и Ф. Кулов, занимающие официальные должности, по словам Е. Карина, «не имеют права агитировать за того или иного кандидата».
Политолог отметил, что все эти факты уже «ставят под сомнение легитимность, честность и прозрачность избирательной кампании», а «завтра это может стать поводом для нового выяснения отношений». «Даже если сразу определится победитель, через некоторое время другие кандидаты, общественные объединения и политические партии могут выступить с несогласием с результатами выборов», - сказал он.
«Все эти факты вызывают некоторую озабоченность, поскольку такого рода прямые и открытые нарушения не фиксировались даже в период правления Аскара Акаева, хотя его и обвиняли в многочисленных нарушениях выборного законодательства», - заявил Е. Карин.
Комментируя тот факт, что в предвыборную гонку включилось большое количество кандидатов, Е. Карин высказал мнение, что для большинства из них участие в предвыборной гонке - «это своеобразный защитный маневр, для того чтобы обезопасить себя от возможных политических преследований». «Большинство кандидатов - это те лица, которые в той или иной форме сотрудничали с прежними властями» и которых обвиняли в том, что они входили в ближайшее окружение А. Акаева или членов его семьи, отметил политолог. По его мнению, эти люди участвуют в предвыборной кампании не для того, чтобы одержать победу, а для того, чтобы приобрести статус кандидата в президенты, «поскольку это позволит им на период участия в выборах обезопасить себя от возможных уголовных или иных форм преследования».
Говоря об активности граждан Киргизии на предстоящих выборах, Е. Карин не исключил, что явка может быть низкой ввиду «психологической усталости» населения от череды выборных кампаний. Он также не исключает вовлечение казахстанского капитала в Киргизии в президентскую кампанию в этой стране, «так как любой капитал в любой другой стране так или иначе всегда будет задействован в большой политике». «Но, скорее всего, (это будет происходить) в скрытых каких-то формах, не в явных, поскольку после мартовской революции вряд ли казахстанский бизнес рискнет строить открытые напоказ отношения с кем-либо из политической элиты», - считает Е. Карин.
Киргизские события, по его мнению, интересны для казахстанского бизнеса тем, «что они дают опыт работы в экстремальных политических ситуациях».