CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

usinfo.state.gov

По пути в Кыргызстан Рамсфелд заявляет, что базы еще полезны

29 июля 2005

27 июля 2005 года

По пути в Кыргызстан Рамсфелд заявляет, что базы еще полезны

("Каждая страна региона примет собственное решение" о порядке взаимодействия)

24 июля министр обороны Дональд Рамсфелд заявил журналистам, сопровождающим его в ходе трехдневной поездки в Кыргызстан и Таджикистан, что договоренности между Соединенными Штатами и некоторыми странами об использовании военных баз и о правах на использование воздушного пространства остаются очень полезными с точки зрения гуманитарной и военной деятельности в Афганистане.

"Договоренности хорошо работают на нас, - заявил Рамсфелд по пути в Кыргызстан. - Они очень полезны в Афганистане. Они очень полезны в части глобальной войны с террором".

Отвечая на вопрос о том, рассматриваются ли изменения в американском присутствии в Центральной Азии, Рамсфелд подтвердил, что эти отношения полезны и дают результаты. "Очевидно, время от времени могут вноситься те или иные коррективы, но сейчас нам не о чем объявлять", - сказал он.

Каждая страна Центральной Азии "примет собственное решение о том, как строить свои отношения с другими", заявил он.

На вопрос о присутствии США конкретно в Узбекистане Рамсфелд ответил: "У нас были хорошие отношения, они и сейчас хорошие, и это идет на пользу Афганистану".

"В Афганистане все еще ведется военная деятельность, - продолжил он. - Там ведется гуманитарная деятельность, и наши договоренности с рядом стран региона были и остаются полезными".

Ниже приводится текст, предоставленный Министерством обороны:

ВЫСТУПЛЕНИЕ МИНИСТРА РАМСФЕЛДА ПЕРЕД ЖУРНАЛИСТАМИ ПО ПУТИ В КИРГИЗСТАН

Рамсфелд: Мы вылетаем в Кыргызстан и Таджикистан.

Я вспоминаю: последний раз я был в Кыргызстане, наверное, в апреле, а с тех пор они провели 10 июля выборы, за которые ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) выставила им хорошие оценки. Для них это было важно, поскольку в этот момент за ними следил весь мир. Если взять пять бывших советских республик в этом регионе, то Кыргызстан первым провел выборы по стандартам ОБСЕ, и им было важно это сделать с учетом интереса в мире.

До этого я там был, кажется, в 2002 году, а совсем недавно встречался с министром иностранных дел Кыргызстана в Вашингтоне.

Таджикистан, конечно, имеет границу с Афганистаном. У нас есть с ними договоренность, а в Кыргызстане у нас около тысячи человек.

Но ситуация в Таджикистане такова, что они приняли границу у российских войск, которые охраняли ее, по-моему, последнее десятилетие или около того. Мы работаем с ними над различными мероприятиями по программе НАТО "Партнерство во имя мира". Мы работаем с ними в области борьбы с наркотиками. Против потока наркотиков, который перемещается через эту территорию в Россию. В Таджикистане я не был, наверное, года два или три.

Но для нас эти страны важны, и они очень полезны в войне с терроризмом в этом регионе. Их используют в связи с их базами, и права на использование воздушного пространства, конечно, полезны в части гуманитарной помощи в Афганистане, а также военной деятельности, которая там продолжается.

С удовольствием отвечу на несколько вопросов.

Вопрос: Не могли бы вы подробнее рассказать о том, насколько важен для Соединенных Штатов доступ к базе в Кыргызстане, и будете ли вы просить руководство страны, по существу, сохранить действующее соглашение?

Рамсфелд: У нас действуют в этом регионе мира хорошие договоренности по вопросам базирования, прав на использование воздушного пространства, дозаправки и возможных аварийных посадок с отклонением от маршрута в ряде стран. Договоренности хорошо работают на нас. Они очень полезны в Афганистане. Они очень полезны в части глобальной войны с террором. Не знаю, стоит ли мне вдаваться в подробности того, о чем я буду вести переговоры в каждой из этих стран. Обычно я говорю со странами напрямую, а не через прессу. Я человек старомодный.

Вопрос: Г-н министр, с тех пор как вы были последний раз в Кыргызстане, там прошли выборы, и всего через несколько дней после своего избрания новый Президент заявил, что пора поговорить о дальнейшем присутствии США в стране. Вы рассчитываете обсудить этот вопрос в ходе поездки?

Рамсфелд: Я не удивлюсь, если этот вопрос возникнет.

Вопрос: Вы считаете, надо усилить доводы в пользу дальнейшего присутствия США?

Рамсфелд: Я не считаю нужным что-либо делать, за исключением того, что у нас там есть отношения, они очень полезны, и от них выигрываем как мы, так и эти страны. Есть люди, обеспокоенные терроризмом, потоком наркотиков и другими проблемами в регионе.

Вопрос: В Узбекистане происходят серьезные нарушения прав человека. Они также говорят о том, чтобы США сократили свое присутствие в Узбекистане.

В Кыгызстане, хотя они и провели выборы, обстановка довольно нестабильна. Не пора ли Соединенным Штатам переосмыслить свое присутствие в регионе, поискать альтернативы?

Рамсфелд: Мы считаем, что у нас хорошее взаимодействие и хорошие отношения в ряде стран региона. Они хорошо работают на нас, хорошо работают на наших союзников и страны, которые оказывают помощь Афганистану и помощь в глобальной войне с террором. Очевидно, время от времени могут вноситься те или иные коррективы, но сейчас нам не о чем объявлять.

Вопрос: Китай и Россия пытаются заставить Соединенные Штаты уйти из Центральной Азии, как дал понять генерал Майерс (председатель Объединенного комитета начальников штабов США)?

Рамсфелд: Генерал Майерс - чрезвычайно талантливый офицер, и нет сомнений, что эти две страны сделали заявления по данному вопросу на заседании Шанхайской организации сотрудничества. Таково их мнение. Однако каждая страна региона, думаю, примет собственное решение о том, как строить свои отношения с другими.

Вопрос: Значит, у этих стран может быть не такое мнение, какое они выразили в Шанхайском соглашении?

Рамсфелд: Пусть они сами за себя скажут.

Вопрос: Разрабатываете ли вы резервные планы на тот случай, если американские силы больше не смогут действовать из Узбекистана?

Рамсфелд: Нет, сейчас мы не работаем над резервными планами. У нас всегда есть резервные планы, но сейчас мы этим не занимаемся. Эти встречи не предназначены для того, чтобы определять всевозможные механизмы.

Вопрос: Американцы могут потерять доступ к этой базе?

Рамсфелд: Мы всегда думаем с опережением. Все будет хорошо.

Вопрос: По проблеме терроризма, г-н министр, какие выводы вы делаете из недавних терактов - двух в Лондоне, одного в Шарм-эль-Шейхе? Есть ли какие-то признаки того, что за ними может стоять "Аль-Кайда"?

Рамсфелд: думаю, лучше подождать, какие выводы сделают британцы и египтяне, изучив разведданные и доклады о принятых мерах.

Нам давно известно, что террористы атакуют самые разные страны. Позор, когда убивают ни в чем не повинных мужчин, женщин и детей, как в этих случаях. Должен сказать, я с большим уважением отношусь к тому, как справились с этой ситуацией люди в Великобритании. Они четко понимают, что важно не уступать террористам и не умиротворять их. Если страны вознаграждают террористов, уступая их требованиям, от этого проигрывают все.

Вопрос: Однако в последние месяцы Усама бин Ладен выступил с обращением к террористам в Ираке, заявив, что они должны перенести свою террористическую кампанию за пределы Ирака и начать атаковать другие страны. Известны ли Соединенным Штатам какие-то признаки того, что эти атаки являются результатом фатвы, если угодно, Усамы бин Ладена?

Рамсфелд: Я лучше подожду, когда люди, которые занимаются анализом терактов и делают объявления, сообщат о своих выводах. В Великобритании и Египте, в Соединенных Штатах и других странах множество людей тщательно выясняет все детали, и они сделают объявления, как положено.

Вопрос: Считаете ли вы, как утверждают некоторые, что эти теракты совершены в отместку за войну в Ираке?

Рамсфелд: Это смешно.

Вопрос: Почему вы так говорите?

Рамсфелд: 11 сентября не было никакой войны в Ираке. Теракты начались задолго до войны в Ираке. Просто полная бессмыслица.

Вопрос: Заинтересованы ли Соединенные Штаты в продолжении своего базирования в Узбекистане, независимо от того, согласится ли правительство на международное расследование, которое они предлагают провести?

Рамсфелд: Госдепартамент работает с Узбекистаном по этим вопросам, пусть он этим и занимается.

Вопрос: Обеспокоены ли Соединенные Штаты сообщениями о том, что русские хотят увеличить число баз в Узбекистане или делают такие предложения?

Рамсфелд: Россия годами имеет базы в различных частях этого региона. Они приходят и уходят. Это их привилегия, над этим они работают на двусторонней основе с каждой из этих стран. Со многими странами у нас тоже есть договоренности, которых за последние четыре-пять лет стало больше, и они очень полезны в войне с террором, а также, должен добавить, полезны людям в Афганистане с гуманитарной точки зрения.

Вопрос: По Узбекистану, чисто с военной точки зрения, каковы преимущества долгосрочного присутствия США там? Вы говорите, США больше не стремятся к долгосрочному присутствию там?

Рамсфелд: У нас были хорошие отношения, они и сейчас хорошие, и это идет на пользу Афганистану. В Афганистане все еще ведется военная деятельность. Там ведется гуманитарная деятельность, и наши договоренности с рядом стран региона были и остаются полезными.

Вопрос: (неразборчиво)

Рамсфелд: Не знаю, стоит ли мне в это вдаваться. Этим вопросом надо заниматься с военными, и они вырабатывают альтернативные механизмы на такой случай. Но сейчас мы этим не занимаемся.

Вопрос: Вы просто поддерживаете отношения? Будут ли заключены какие-то новые соглашения во время вашего пребывания в стране?

Рамсфелд: Мне о них неизвестно. Мы поддерживаем отношения с этими странами. Я их все перечислил раньше, могу еще раз.

Вопрос: Не могли бы вы немного рассказать об Ираке - не с точки зрения этой поездки, а о том, как, на ваш взгляд, развивается ситуация, особенно в связи с политическим процессом? Недавно был выпад со стороны тех, кто готовит конституцию.

Рамсфелд: На последней пресс-конференции мне говорили: ладно, сунниты выйдут из (неразборчиво). Я не так это понимал. Один или два человека сказали, что временно уходят, но теперь, как мне сообщили, они вернулись.

Уверен, тех, кто надеялся, что они совсем уйдут, это разочаровало, но, к сожалению для них, этого не случилось, и я рад, что они вернулись. Я не удивляюсь, а радуюсь, что они вернулись, что сейчас все - и сунниты, и шииты, и курды - очень упорно работают над конституцией.

Они доведут дело до конца, у них, на мой взгляд, будет конституция, они проведут референдум по конституции, а затем проведут выборы.

Вопрос: Но проведут ли они их вовремя?

Рамсфелд: Конечно, я так считаю. Не вижу причин, по которым они не смогут это сделать. Они добиваются очень хорошего прогресса.

(Распространено Бюро международных информационных программ Государственного департамента США. Веб-сайт:

usinfo.state.gov

Предыдущая статьяПроблема узбекских беженцев
Следующая статьяРоссия ратифицирует с Таджикистаном соглашение о защите мигрантов