Агентство политических новостей - Казахстан, 17.10.2005, (От редакции)
Казахстан - точка сборки Евразии
Пространство СНГ не раз объявлялось ключевым направлением российской политики. В то же время, российские посольства в СНГ открыто считаются в МИДе местом ссылки для политических неудачников. Число экспертных центров, изучающих "осколки" бывшего СССР, можно пересчитать по пальцам одной руки. Получается, что заверения о "братской дружбе" стран-соседей множатся, а постсоветское пространство по-прежнему остается наименее обеспеченным - кадрово, идейно, организационно.
Но даже на этом скудном фоне центрально-азиатское направление оказалось обделено вниманием политиков и аналитиков. Существует огромный разрыв между реальной значимостью центрально-азиатского региона для России и уровнем его освещения в политико-информационной среде. Для постепенного преодоления этого разрыва Агентство политических новостей (АПН) и Институт национальной стратегии (ИНС) открывают новый проект - "АПН-Казахстан". Его значение не ограничено контекстом грядущих президентских выборов в республике. Судя по всему, на волне этих выборов мы только входим в полосу активного внимания к политической ситуации вокруг Казахстана.
Сегодня, среди потока официальных сообщений и вала оппозиционной критики, все более очевиден дефицит квалифицированных и объективных информационно-аналитических источников по центрально-азиатской теме. Разумеется, мы отдаем себе отчет, что "объективность" в политике - это умение честно проговаривать свою предвзятость, поэтому сходу должны отметить, что "АПН-Казахстан" - это прежде всего российский сайт о Казахстане. На наш взгляд, знание и понимание этой страны как растущего регионального лидера - залог состоятельности, если не сегодняшней, то завтрашней российской политики в регионе.
До сих пор в своих стратегических подходах руководство России балансирует между утопией "Евровостока" и похмельным синдромом "старшего брата". В целом, для российского политического класса стал уже привычным подход к Казахстану как к провинциальной "глубинке Евразии", которая "никуда не денется" от Москвы. Этот подход абсолютно неадекватен сложившейся ситуации. Продвижение "бархатных революций" и ползучее распространение "афганской модели демократии" в Центральной Азии должно рассматриваться как реальная угроза миру во всей Евразии. Казахстан сегодня становится такой же критической точкой постсоветского пространства, какой оказалась Украина в ходе президентских выборов конца 2004 года.
Почему именно Казахстан? Почему так высока цена казахского вопроса для российской и мировой политики?
За последние годы эта страна стала ареной столкновения крупных мировых центров силы. Здесь и Евросоюз, заинтересованный в независимых от России энергоресурсах каспийского бассейна, и Китай, рассматривающий Казахстан как находящуюся под боком энергетическую кладовую, и Соединенные Штаты, бережно выстраивающие военное присутствие в Центральной Азии. Вопреки расхожему мнению, повышенный интерес США к региону далеко не исчерпывается привычной "тягой к нефти".
Казахстан - это один из важнейших участков в стратегии глобальной гегемонии США. Овладение новой Центральной Азией позволяет Штатам одновременно давить на Россию в ее сибирском транспортном средоточии; на Индию - со стороны Кашмира; на Иран - со стороны его тюркских северных провинций; на Китай - со стороны Синьцзян-Уйгурского района, Тибета и даже внутренней Монголии. Это удобный плацдарм, чтобы разделаться с Китаем как с поднимающейся сверхдержавой посредством волн дестабилизации, идущих из Средней Азии. В этом контексте Казахстан должен рассматриваться не как провинциальное государство, балансирующее между глобальными "центрами силы", а как одна из ключевых точек мировой геополитики. От судьбы Казахстана сегодня во многом зависит, будет ли Центральная Азия "внутренним коридором" Евразии, зоной, разделяющей и связывающей ее цивилизации, - или станет плацдармом евроатлантического господства на континенте.
Что касается самой России, то для нее стратегическое значение Казахстана не исчерпывается внешнеполитическими сюжетами. Де-факто Казахстан, связывая Россию сибирскую и Россию европейскую, является элементом внутренней геополитики России, фактором ее территориальной целостности. И коммуникационная связность нашей страны, и хозяйственная жизнь важнейших регионов напрямую зависят от надежности российско-казахстанских отношений.
В идеале, такого рода взаимозависимость должна стать из потенциальной угрозы фактором устойчивого союза. Но для формирования культуры "союзничества" недостаточно усилий "первых лиц" и рукопожатий перед телекамерами. Необходима новая активная политика по развитию отношений между "средними этажами" власти, необходимо взаимопонимание между теми, кто формирует общественное мнение в России и Казахстане. Выработка единой повестки дня для журналистского и экспертного сообщества обеих стран - одна из непосредственных задач сайта "АПН-Казахстан". Надеемся, что уже в самом скором времени он станет привычной площадкой политического диалога для всех заинтересованных сторон.