Трансграничные реки - стратегический ресурс водообеспечения Казахстана
АСТАНА. 21 октября. КАЗИНФОРМ /Серик Кожкенов/ - Развитие экономики Казахстана, как в целом, так и в разрезе территориально-промышленных комплексов, областей и отдельных городов, во многом зависит от обеспеченности страны водой. Поскольку почти половина водных ресурсов Казахстана формируется вне ее территории, без преувеличения можно сказать, что вода становится стратегическим инструментом международных отношений с соседними государствами. Об этом корреспонденту Казинформа сказал заместитель председателя Комитета по водным ресурсам Министерства сельского хозяйства РК Нурлан Атшабаров.
Поверхностные водные ресурсы Казахстана в средний по водности год составляют 100,5 км3, из которых только 56 км3 формируются на территории республики. Остальной объем - 44 км3 поступает из сопредельных государств: Китая-18,9 км3; Узбекистана-14,6 км3; Кыргызстана-3,0 км3; России-7,5 км3.
«По водообеспеченности Казахстан занимает одно из последних мест среди стран СНГ. Удельная водообеспеченность равна 37 тыс. м3 на км2 и 6,0 тыс. м3 на одного человека в год. Для сравнения: в Грузии она составляет 878 тыс. м3 на км2 и 11 613 тыс. м3 на одного человека, в Кыргызстане соответственно 245 тыс. м3 на км2 и 11 763 тыс. м3 на одного человека, - отметил Н. Атшабаров. - Сравнения с Туркменистаном и Таджикистаном еще более разительны - не в нашу пользу».
«Немаловажно и то, что водные ресурсы по территории Казахстана распределены крайне неравномерно,- подчеркнул Н. Атшабаров. - Так, на восточный регион приходится 34,5 % ресурсов, юго-восточный - 24,1%, южный - 21,2%, западный - 13,4%, северный - 4,2%, центральный - 2,6%. Наиболее обеспечена водой Восточно-Казахстанская область - 290 тыс. м3 на км2. В то же время испытывают острый дефицит в Атырауской, Кызылординской и особенно в Мангыстауской области, где практически нет источников пресной воды».
Водообеспечение отраслей экономики осуществляется на 85% за счет поверхностных вод, остальная часть - за счет подземных, морских и сточных. На нужды сельского хозяйства используется до 80-90 % всей потребляемой воды.
По оценке специалистов водного хозяйства республики, уже в ближайшие годы при росте экономического потенциала страны, основанного на освоении богатых минерально-сырьевых, топливно-энергетических и земельных ресурсов, возникнет серьезная проблема с водообеспечением. В этой ситуации для Казахстана особую важность обретает вопрос использования вод трансграничных рек, их деление с сопредельными государствами на принципах международного права и взаимного сотрудничества.
Как отметил Н. Атшабаров, самые крупные реки страны являются трансграничными (Иртыш, Или, Сырдарья, Урал, Тобол, Ишим), и почти половина водных ресурсов поступает из-за рубежа, поэтому особое место в политике государства должны занимать вопросы взаимодействия с сопредельными странами по совместному использованию и охране трансграничных водных ресурсов.
Управление водными ресурсами основано на бассейновом принципе. В Казахстане 8 речных бассейнов: Балхаш-Алакольский, Шу-Таласский, Арало-Сырдарьинский, Урало-Каспийский, Тобол-Торгайский, Ишимский, Иртышский и Нура-Сарысуйский. При этом 7 бассейнов являются трансграничными, кроме Нура-Сарысуйского.
Сегодня, по мнению Н. Атшабарова, назрела необходимость выработки комплексной политики в области совместного использования и охраны трансграничных рек, основанной на международной юрисдикции. Развитие межгосударственных отношений в этом направлении с использованием международно-правовых норм, а также политическая воля к рассмотрению споров между государствами, касающихся не только количественного распределения воды, но и ее качества, является важнейшим элементом стратегии управления и охраны трансграничных водных ресурсов.
«В целях эффективного совместного использования водных ресурсов трансграничных рек нам нужно укреплять и развивать сотрудничество с сопредельными государствами на принципах взаимной выгоды и учета интересов друг друга», - подчеркнул Н. Атшабаров.
Так, отношения с Российской Федерацией в ближайшей перспективе необходимо строить на основе осуществления совместных проектов, обмена информацией, улучшения мониторинга водных ресурсов, составления схем их комплексного использования и охране, совместных водохозяйственных балансов. Особое внимание необходимо уделить гидрохимическому составу поступающих из России вод.
В отношениях с Китайской Народной Республикой на первом этапе необходимо скорейшее подписание двухстороннего соглашения в сфере совместного использования трансграничных водных ресурсов. Дальнейшее развитие отношений предполагает формирование совместной Водной комиссии, подписание трехстороннего (Казахстан, Россия, Китай) соглашения по использованию и охране ресурсов р. Иртыш, создание системы совместного мониторинга как количественных, так и качественных показателей вод, изучение их состояния, тенденций изменения, а также оперативный обмен информацией.
Важным направлением, по мнению Н. Атшабарова, остается активизация отношений с центрально-азиатскими государствами. Для этого необходимо повысить статус Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии (МКВК) и ее исполнительных органов Бассейновых водохозяйственных объединений (БВО) «Сырдарья» и «Амударья» с приданием этим организациям статуса международной администрации по трансграничным рекам. Решение этого вопроса возможно при заключении Соглашения между правительствами пяти центрально-азиатских республик об укреплении организационной структуры управления, охраны и развития трансграничных водных ресурсов в бассейне Аральского моря.
Назрела необходимость заключения Соглашения об обмене информацией и формировании национальной, бассейновой и региональной баз данных комплексного использования и охраны бассейна Аральского моря.
В долгосрочной перспективе, по мнению Н. Атшабарова, система управления трансграничными водотоками должна быть поднята на качественно новый уровень, т.е. на уровень Международного водно-энергетического Консорциума (МВЭК), целью которого является рациональное и полное использование гидроресурсов региона, обеспечение эффективной совместной эксплуатации водохозяйственных объектов для повышения водообеспеченности государств региона на экономически взаимовыгодной основе.
Однако до настоящего времени центрально-азиатские государства не выработали единого подхода к использованию водно-энергетических ресурсов региона. Кыргызская и таджикская стороны рассматривают МВЭК как орган по строительству гидроэнергетических объектов с целью производства электроэнергии и последующей ее реализации. Для Казахстана и Узбекистана создание Консорциума - одно из решений по гарантированному водообеспечению орошаемого земледелия.
«Для реализации идеи МВЭК необходимы сближение законодательств и правовых актов государств центрально-азиатского региона, регулирующих внутренние водные отношения, и совместная выработка позиций, учитывающих интересы всех сторон», - заключил Н. Атшабаров.