CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

eurasia.org.ru

Счета секретные, а деньги чьи? (Казахстан)

18 мая 2007

Счета секретные, а деньги чьи?

18 May 2007, eurasia.org.ru

Галина ДЫРДИНА

Республика

Официальная Астана не торопится извещать население республики о возвращении в страну 84 миллионов долларов

Бесспорно, одним из главных событий первой декады мая стало заключение соглашения между правительствами США, Швейцарии и Казахстана о целевом использовании в РК $84 млн. с замороженных счетов в швейцарских банках. То есть в страну будет возвращено более десяти миллиардов тенге. Однако, хотя с того дня, когда данное соглашение было достигнуто и зарегистрировано в суде г. Нью-Йорка, прошло уже более двух недель, официальная Астана почему-то не торопится извещать население республики об этом «подарке судьбы».

В чем причина? Почему не слышно победных реляций под звуки фанфар и грома аплодисментов? И вообще, о каких замороженных счетах, на которых деньги лежат, идет речь? Не те ли это деньги с тех самых банковских счетов, с обнаружения которых более семи лет назад и начало раскручиваться громкое уголовное дело, получившее название «Казахгейт»?

Не прячьте ваши денежки!

Давайте вспомним, как это было. Для этого достаточно поднять доклад британской неправительственной организации Global Witness, которая провела двухлетнее расследование фактов коррупции в нефтяных сделках, и перечитать сохранившиеся в Интернете публикации казахстанской и зарубежной прессы тех лет.

Так вот, как следует из доклада Global Witness, в 1999 году магистраты Швейцарии выявили 50-60 подозрительных счетов не менее чем в четырех разных банках. Следственными органами было выяснено, что к перечислению средств казахстанским чиновникам причастен советник казахстанского президента, гражданин США Джеймс ГИФФЕН.

В 99-м году расследование этого дела началось и в США. В докладе Global Witness по этому поводу говорится так: «В обвинительном акте, предъявленном Гиффену Большим жюри в Нью-Йорке, сказано, что он организовал схему, которая «мошенническим образом лишила правительство Казахстана причитавшихся ему средств от операций с нефтью и мошенническим образом лишила народ Казахстана права на честные услуги его избранных и назначенных должностных лиц».

Согласно обвинительному акту Большого жюри США в отношении Гиффена он обеспечил перевод на тайные контролируемые им счета примерно $70 миллионов, внесенных нефтяными компаниями на счета условного депонирования в швейцарских банках в виде платы за права на нефть и газ в Казахстане. Как утверждается в обвинительном акте, из этих комиссионных за успех и средств, отчисленных нефтяными компаниями, Гиффен сделал незаконные выплаты в размере более $78 миллионов двум очень высокопоставленным лицам в правительстве Казахстана, названным кодами «КО-1» и «КО-2».

В самом обвинительном акте, отмечает Global Witness, не сказано, кто эти высокопоставленные лица. Однако «их личности подтверждены множеством наблюдателей и могут быть установлены, если сверить обвинительные заключения США с запросами о взаимной юридической помощи и относящимися к делу документами швейцарского суда».

Например, в обвинительном акте Большого жюри указано, что КО-1 являлся владельцем счета фирмы Orchard Holdings, на который переводились деньги. А в полученных Global Witness материалах швейцарского суда излагается апелляция г-на Балгимбаева против решения швейцарского магистрата в июне 2000 года наложить арест на средства, находящиеся на счету фирмы Orchard. И таким же точно образом в обвинительном акте в отношении Гиффена утверждается, что фирма Semrek Foundation, которой принадлежала одна из компаний-получателей переведенных средств, называющаяся Orel Capital, тайно принадлежала «КО-2 и его наследникам». А в документах швейцарского суда сказано, что Назарбаев является бенефициарным владельцем Semrek.

Однако руководство Казахстана категорически не признавало, что деньги, положенные на счета швейцарских банков, получены незаконным путем. Более того, осенью 1999 года были поданы апелляции в уголовный апелляционный суд кантона Женева. В жалобах говорилось, что суммы, депонированные на этих счетах, предназначались «для блага общества» и, следовательно, обладают юридическим иммунитетом.

Но суд счел эти доводы неприемлемыми, поскольку они исходили от Республики Казахстан, а не от самих компаний. Апелляции же самих компаний суд отклонил на том основании, что они не являются государственными предприятиями и, стало быть, не могут ссылаться на обладание неприкосновенностью. Решение уголовного апелляционного суда было обжаловано - и также безуспешно.

А в 2000 году швейцарские власти наложили арест на активы на нескольких счетах (которые в американских обвинительных заключениях позднее были названы «секретными счетами, находящимися в бенефициарном владении высших казахстанских должностных лиц»), в том числе и на счет в банке Pictet.

Миллиард, который гуляет сам по себе

А в апреле 2002 года тогдашний премьер-министр Имангали ТАСМАГАМБЕТОВ сделал в парламенте поистине сенсационное заявление.

«Он сказал, - пишет Global Witness, - что в 1996 году казахстанское руководство открыло непосредственно контролируемый Назарбаевым совершенно секретный счет в швейцарском банке для того, чтобы положить на него 1 миллиард долларов США, полученных в тот год в качестве платежа за нефтяной контракт:

Более того, Тасмагамбетов сообщил, что этот фонд уберег независимость Казахстана: «У главы государства не осталось ничего иного, как принять всю ответственность на себя. Тогда был подписан указ о секретном валютном фонде как резерве правительства на случай экономического кризиса и угрозы безопасности страны. Я подчеркиваю, что президент действовал исключительно в интересах страны и в рамках законов Республики Казахстан».

Тасмагамбетов также провел различие между этим секретным фондом и зарубежными банковскими счетами, якобы принадлежащими Назарбаеву, сказав, что если и существуют какие-то счета, то они были открыты другими людьми с целью опорочить президента. Счет, как заявлено, использовался дважды: один раз на $800 миллионов для спасения пенсионных фондов и второй раз для стабилизации валюты после девальвации российского рубля. Тасмагамбетов сказал, что оставшиеся в фонде средства будут переведены в новый Национальный фонд на территории Казахстана».

«Тем не менее, - говорится далее в докладе, - бюджетная прозрачность была настолько плоха, что невозможно подтвердить, действительно ли «секретный фонд» был использован так, как заявляет Тасмагамбетов. Всемирный банк мог бы, например, поинтересоваться, а почему в 1999 году Назарбаев не воспользовался фондом (когда на нем еще должно было оставаться $200 миллионов) вместо того, чтобы брать $300 миллионов кредита во Всемирном банке на финансирование пенсионных реформ: Нельзя не восхититься откровенностью правительства, признающегося в укрытии миллиарда долларов за рубежом, дабы избежать вопросов парламента и народа о том, что оно делает с общественными средствами».

Как мы все помним, заявление Тасмагамбетова наделало много шума. Удивлению казахстанских парламентариев не было предела: где далеко за рубежами нашего государства «гулял» миллиард долларов, а народные избранники, согласно Конституции утверждающие бюджет страны, ничего об этом не знали! Да еще когда - в один из самых тяжелых периодов для казахстанской экономики!

Но, сделав это заявление, Имангали Тасмагамбетов так и не объяснил, почему президент решил, что именно он является наиболее подходящим человеком для того, чтобы тайком от парламента и общественности распоряжаться огромным куском нефтяных поступлений Казахстана, и каким образом такой подход к управлению средствами согласуется с нашим законодательством.

Отпустите деньги на волю!

Однако самое интересное произошло осенью 2002 года, когда независимые СМИ, в частности газета «Ассанди-таймс», обнародовали письмо одного из адвокатов президента Казахстана, направленное заместителю генпрокурора США по поводу «Казахгейта». В нем Астана, по сути, предлагала Вашингтону сделку: американский суд прекращает расследование уголовного дела, в котором замешано руководство Казахстана, а взамен Казахстан становится верным союзником США и предоставляет неограниченный доступ к своим природным ресурсам.

Копию письма адвоката Рида ВАЙНГАРТЕНА заместителю генпрокурора США Ларри ТОМПСОНУ, хранившуюся в суде Южного округа Нью-Йорка, удалось получить американской журналистке Марлен ТЕЛВИК, которая уже несколько лет занимается расследованием «Казахгейта».

Письмо датировано 9 сентября 2002 года. Тогда окружение казахстанского президента однозначно отрицало не только причастность казахских руководителей к коррупционному скандалу, но и сам факт существования уголовного дела о получении казахским руководством взяток от нефтяных компаний. Однако письмо адвоката, где подробно описывается ход «Казахгейта», подтверждало, что руководство страны было в курсе всех деталей процесса в Нью-Йорке, ключевым фигурантом которого является «близкий советник президента Казахстана Джеймс Гиффен».

Впрочем, суть обнародованного документа была не в этом. Судя по содержанию письма, за готовность предоставить США серьезные политические и экономические преимущества Астана хотела от Вашингтона одного: «Власти США могут и должны свернуть это следствие». Причем в письме имелся даже перечень конкретных пожеланий: «Республика просит официального заверения в том, что президенту Назарбаеву не будет предъявлено обвинение по этому делу... Республика просит США снять наложенный ими арест со средств, хранящихся на одном из суверенных счетов Казахстана в швейцарском банке Pictet & Cie, там содержится около $80 млн.».

Как известно, письмо это должного действия не возымело. Материалы уголовного дела в отношении Джеймса Гиффена были переданы в суд, судебный процесс начался, а «секретные» счета до сих пор заморожены.

«Бота», да не та

Но, так или иначе, теперь благодаря соглашению трех государств часть денег с арестованных счетов вернется на родину. Напомним, что договаривающиеся стороны решили передать $84 млн. в некий благотворительный фонд «Бота» («Верблюжонок») для оказания помощи детям Казахстана.

Название фонда показалось нам знакомым. И, «порывшись» в Интернете, мы неожиданно для себя узнали, что в Казахстане уже существует детский благотворительный фонд с таким названием. Его учредителем является небезызвестный фонд Сары НАЗАРБАЕВОЙ «Бобек». Не его ли имели в виду подписанты?

Чтобы прояснить ситуацию, наш корреспондент Анатолий ИВАНОВ связался с Еленой КАРАБАН, координатором Всемирного Банка, который в соответствии с подписанным соглашением, будет содействовать правительствам Казахстана, США и Швейцарии в создании независимого фонда в Казахстане, и попросил ее ответить на ряд вопросов.

Елена, у нас есть информация, что 7 мая было отложено заседание членов предполагаемого попечительского совета фонда «Бота». Это случайно не об упомянутом в соглашении фонде идет речь?

- Это некорректная информация. У нас попечительский совет еще не создан. Никаких заседаний не назначалось и, соответственно, не отменялось. Мы планировали провести встречу с общественностью, с неправительственными организациями, которые работают по вопросам молодежи и социальным вопросам, с тем чтобы провести консультации по тому, как фонд «Бота» должен выстраивать свою работу. То есть концепция фонда уже существует, но фонда как такового еще нет, не созданы советы, механизмы не отработаны, работа еще не началась.

А будет ли связан существующий в Казахстане фонд «Бота» с фондом, который Вы представляете?

- К сожалению, я не знаю о существовании фонда «Бота» в Казахстане. Он есть?

Есть. Он действует в Караганде, Костанае и Алматинской области.

- Новый фонд «Бота», который будет создан, никак не связан с ними. Я не знаю, какие конфликты могут возникнуть в юридическом плане. Но такое название было предложено:

А кем?

- Я не знаю. Мы имеем дело уже с существующим названием. Это произошло тогда, когда три страны подписывали соглашение. Честно говоря, я даже не знаю, чья это была идея назвать фонд «Бота». Можно предположить, что это было предложение со стороны Казахстана, поскольку «Бота» - это казахское слово.

По нашим данным, этот действующий фонд также является детским благотворительным и тесно связан с фондом «Бобек».

- Мне надо будет посмотреть эту информацию. Спасибо, что сообщили об этом. Я не знаю, будет ли какой-нибудь конфликт из-за названия, но уверяю, что мы никак не связаны с тем фондом «Бота».

От редакции

Сегодня, когда информация о заключении соглашения по фонду «Бота» уже обнародована, власть Казахстана по-прежнему отмалчивается и не дает объяснений, откуда взялись эти миллионы долларов и по какому праву судьбу этих денег, если они принадлежат нашему государству и получены законным путем, решает суд Нью-Йорка, а не казахстанский парламент.

Кстати, наши парламентарии тоже не отреагировали (во всяком случае, публично) на это сообщение. Но почему? Неужели, по мнению депутатов Мажилиса и Сената, это нормальная практика - когда деньги, вроде бы принадлежащие государству, находятся в течение нескольких лет где-то за границей, в то время как они очень пригодились бы внутри страны? А может быть, кто-то из наших парламентариев в курсе, почему эти деньги вообще оказались на счетах в швейцарских банках?

И, наконец, самый главный вопрос: о чем же все-таки говорится в этом соглашении, которое касается каждого из нас, граждан Республики Казахстан? Ведь данный документ определяет, каким образом и на что будут расходоваться деньги, полученные за богатства недр земли казахстанской, принадлежащих всем нам, а не отдельно взятым, пусть даже очень высокопоставленным чиновникам.

eurasia.org.ru

Предыдущая статьяДвойное дно президентских поправок (Казахстан)
Следующая статьяВозвращение из-за моря