CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ca-oasis.info

Узаконенный экстрим

26 июля 2007

Узаконенный экстрим

26.07.2007, ? 14 (58) Июль 2007, Интернет-журнал "Оазис"

Наргис Зокирова (Душанбе)

Ограниченный доступ к официальной информации все еще остается одной из главных проблем для таджикских журналистов. Журналисты продолжают испытывать трудности при получении официальной информации. Ряд законодательных актов Таджикистана, а в частности, Законы «О телевидении и радиовещании» и «О печати и других средствах массовой информации» возлагают на государственные, политические, общественные организации и должностных лиц обязанность предоставлять СМИ необходимую информацию, за исключением той, которая составляет государственную или иную охраняемую законом тайну. Более того, в соответствии со статьей 25 Закона «Об информации» ограничение права на получение открытой информации запрещается. Но как показывает практика, статьи этих Законов достаточно плохо работают.

Журналисты, в основном корреспонденты, работающие на информационные агентства, испытывают трудности при получении оперативной информации. Чиновники отказываются предоставлять информацию или комментировать то или иное событие по телефону, мотивируя это тем, что некоторые журналисты искажают полученную информацию или цитату. Они требуют, чтобы журналист заранее договаривался с ними о встрече. Но необходимо отметить, что специфика журналистской профессии такова, что журналисты стремятся получить информацию оперативно и иногда просто не хватает времени каждый раз встречаться с источниками. Кроме того, действующее законодательство предусматривает обращение за информацией и в устной форме.

Достаточно часто чиновники, отказывая в предоставлении информации, рекомендуют журналисту получить информацию в пресс-службе. Но и здесь возникает множество проблем. Во-первых, не во всех министерствах и ведомствах функционируют пресс-службы. Во-вторых, профессиональный уровень представителей некоторых пресс-служб оставляет желать лучшего. Зачастую, они не могут ответить на самые элементарные вопросы, ссылаясь на свою занятость или некомпетентность в том или ином вопросе. А отсюда возникает вопрос, если представитель пресс-службы не разбирается в задаваемом журналистом вопросе, то зачем он занимает это место?

4 марта 2005 года Президент Эмомали Рахмон своим распоряжением обязал руководителей министерств и ведомств, а также руководителей местной власти страны проводить ежеквартальные пресс-конференции с представителями СМИ. Благодаря данному распоряжению у журналистов появилась возможность встречаться с руководителями госорганов, задавать им интересующие их вопросы. Но и в этом случае, госчиновники умудряются избегать острых вопросов и не отвечать на них.

Зачастую чиновники требуют обращения за информацией и в виде письменного запроса с заранее подготовленными вопросами, но и эта форма обращения не всегда работает действенно. Чаще всего чиновник до такой степени затягивает с ответами, что проблема, которую намеревался осветить журналист, теряет свою актуальность. А еще чаще чиновники и вовсе игнорируют просьбу журналиста и не идут с ним на контакт. Запрос журналиста теряется в кипе бумаг, а застать чиновника на рабочем месте становится практически невозможно.

Несомненно, некоторые журналисты в освещении той или иной темы, в своих материалах или новостях допускают ошибки, искажают факты и используют анонимные источники. Многие чиновники обращают на это внимание и ставят это в укор журналистам. Но опять-таки это происходит по вине представителей госорганов. Если бы представители властей тесно сотрудничали с журналистами и открыто предоставляли им официальную информацию, не составляющую государственную тайну, возможно, такие факты пошли на убыль, а анонимные источники и вовсе исчезли из журналистского лексикона.

Уголовным Кодексом Республики Таджикистан предусмотрена ответственность за отказ в предоставлении гражданину информации (статья 148) и воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста (статья 162). Но как показывает практика, по указанным статьям не было возбуждено ни одного уголовного дела. Журналисты не борются за свои права по нескольким причинам. Одна из них - недоверие судебным органам страны.

Зарубежные эксперты на различных международных конференциях или семинарах, часто отмечают низкий профессиональный уровень таджикских журналистов. Возможно, данная критика имеет основания, но в то же время хотелось бы взглянуть на эту проблему и с другой стороны.

Анализируя деятельность таджикских журналистов можно прийти к одному выводу - журналисты Таджикистана работают в экстремальных условиях. Хотелось бы привести несколько примеров. Журналисты, особенно работающие на зарубежные СМИ, находятся под пристальным вниманием властей. Как уже отмечалось выше, существует ограничение в получении официальной информации. Во многих министерствах и ведомствах нет пресс-служб, а также нет веб-сайтов. Чиновники с неохотой сотрудничают с журналистами. Практически во всех изданиях и редакциях существует цензура. Кроме того, существует и самоцензура. Таджикские журналисты боятся публиковать критические материалы, так как это не является для них безопасным.

Журналисты, работающие, на местные СМИ и особенно в регионах, получают мизерную заработную плату. Многие из них не имеют доступа к компьютерам и к Интернету. Ситуация осложняется в зимний период, когда по всей республике вводится лимитированная подача электроэнергии. Молодые журналисты, поработав какое-то время, не могут адаптироваться в столь сложной ситуации и в результате меняют профессию.

Работая в таких условиях, многим журналистам не приходится задумываться о повышении своего профессионального уровня.

Недавно правозащитная Международная организация «Артикль 19» (Лондон) подготовила и распространила отчет «Политика контроля: ситуация со свободой слова в Таджикистане», в котором описываются проблемы, с которыми сталкиваются средства массовой информации Таджикистана на практике. В отчете, в частности, отмечается, что средства массовой информации в Таджикистане в основном контролируются государством, а остальные СМИ сталкиваются со множеством препятствий - от угроз и запугивания, трудностей с регистрацией и получением лицензий до препятствий с использованием типографий.

«Комбинация этих мер привела к самоцензуре среди журналистов, которые зачастую желают служить рупором правительства и других спонсоров с целью повышения своего мизерного заработка. Тяжелые экономические условия, отсутствие обучения, возможности для расследования и журналистского профессионализма, а также нежелание властей быть открытыми и прозрачными также мешают становлению в ближайшем будущем действительно свободной прессы. Фактором, еще более усугубляющим ситуацию, является ограниченный интерес таджикского общества к правам человека, учитывая то, что со времени гражданской войны преобладает заинтересованность в достижении стабильности и экономического процветания даже ценой ущемления гражданских свобод», - говорится в отчете.

В данном документе также приводится ряд рекомендаций таджикскому правительству. В частности рекомендуется: необходимо принять всеобъемлющий Закон о Доступе к информации для гарантии и упорядочивания этого права; следует разрешить работу частным типографиям без предварительного получения разрешения и без неформального вмешательства; в соответствии с международным законодательством, таджикские власти должны создать атмосферу, в которой может процветать плюрализм мнений и др.

ca-oasis.info

Предыдущая статьяВодные вложения
Следующая статьяТуркменские «перемены»