Россия берет тайм-аут
26 Июля 2007, Echo
Введение в эксплуатацию АЭС в Бушире откладывается до осени 2008 года
Т.АНСАРИ
Сроки физического пуска АЭС "Бушир", которая строится в Иране при участии РФ, сдвинулись как минимум на год - до осени 2008 года. С таким прогнозом выступил глава одной из субподрядных организаций строительства станции - российского ООО "Энергопрогресс", Иван Истомин. Ранее предполагалось ввести в эксплуатацию Буширскую АЭС в сентябре этого года. Однако теперь, как дают понять в Москве, пуск может задержаться - в первую очередь из-за длительных неплатежей со стороны иранского заказчика.
"Сегодня можно совершенно точно сказать, что сдать в эксплуатацию АЭС "Бушир" этой осенью просто нереально", - сказал Истомин журналистам, комментируя слова одного из иранских подрядчиков Махмуда Джафари о том, что сооружение станции в физическом плане выполнено на 93,6% и после поставки ядерного топлива АЭС может быть введена в строй за 3-4 месяца. "Даже если Россия прямо завтра поставит на площадку первую партию топлива, запустить объект через 6 месяцев будет невозможно", - полагает директор "Энергопрогресса". "Например, моя организация отвечает за монтаж оборудования в так называемом спецкорпусе АЭС. Нам там нужно смонтировать 300 тонн оборудования, а по состоянию на сегодняшний день смонтировано только 100 тонн. И не потому, что мы не хотим работать, а потому что поставщики это оборудование просто не отгружают. У них подорвано доверие к буширскому проекту из-за кризиса неплатежей, который длится вот уже полгода, - подчеркнул он. Только на восстановление доверия, возобновление и согласование новых поставок уйдет не менее 6 месяцев, а реальный срок физического пуска реактора первого энергоблока АЭС "Бушир" уйдет на осень 2008 года, и только в том случае, если в кратчайшие сроки все проблемы, созданные иранским заказчиком, будут сняты", - считает Истомин.
По его мнению, иранской стороне также хорошо известно состояние дел на площадке. "Каждый месяц обеими сторонами подписывается акт сверки работ. Всем, кто работает на площадке, в том числе и Джафари, известно истинное состояние дел. Хотя формально он может позволить себе не знать полной картины происходящего, поскольку не является руководителем проекта, а лишь отвечает за отдельный участок работы", - добавил Истомин.
Того, что на нынешнем фоне, когда даже иранские компании в Дубае испытывают проблемы с трансзакциями, а власти ИРИ вынуждены поднимать цены на бензин, в Тегеране могут возникнуть проблемы с выплатой по российскому контракту, следовало ожидать. Наблюдатели, однако, не исключают, что на самом деле в Москве просто осторожничают. Формально российское участие в строительстве иранской Буширской АЭС не подпадает под "беззубые" санкции СБ ООН, и Москва попросту выторговала себе право завершить строительство АЭС, однако в России не могут не учитывать, скажем так, возросшую степень риска, когда по поводу возможности военной операции США против Ирана не высказался только ленивый. В самом деле, попытки договориться с Ираном об инспекциях МАГАТЭ на его ядерных объектах раз за разом терпят крах, тут уже не надо быть провидцем, чтобы догадаться: Буширская АЭС - это весьма вероятная мишень.
Более того, при этом нельзя не обратить внимания, что интервью Истомина появилось как раз в то время, когда ситуация вокруг Ирана еще больше обострилась, главным образом из-за "иракского фактора": если раньше аналитики вовсю предрекали, что Иран откроет против США "второй фронт" в Ираке, то теперь уже ясно, что "иракский фронт" оборачивается против Ирана. Во всяком случае, несмотря на то, что, как заявил посол США в Иране Райан Крокер после американо-иранских переговоров в Багдаде, иранская сторона дала согласие на создание специальной комиссии по укреплению безопасности в Ираке, США по-прежнему обвиняют Иран в оказании поддержки иракским боевикам. Так или иначе, на этом фоне вполне логично ожидать попыток Москвы взять тайм-аут, но так, чтобы моральную ответственность за него нес Иран.