CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

В.Путин в Астрахани. Икрометные заявления

1 сентября 2007

В.Путин в Астрахани. Икрометные заявления

10:13 01.09.2007, ЦентрАзия

Икрометные заявления

// Владимир Путин провел встречу с осетровыми

Президент России Владимир Путин целует осетра

В Астрахани вчера Владимир Путин обсуждал с членами президиума Госсовета перспективы развития рыбной отрасли. Специальный корреспондент Ъ АНДРЕЙ Ъ-КОЛЕСНИКОВ стал свидетелем того, как президент вносил личный вклад в увеличение стратегических рыбных запасов страны.

Владимир Путин прилетел в Астрахань гораздо раньше членов президиума Госсовета. Они не догадались еще и порыбачить здесь.

В научно-производственном центре "Биос", где занимаются выращиванием рыбы, в этот день занимались совершенно другим делом. Здесь готовились к приезду президента. Директор предприятия Лидия Васильева, репетируя свою речь перед Владимиром Путиным, рассказывала, что главная цель ее работы - "пополнение естественных запасов рыбы за счет ее искусственного воспроизводства" (президент Путин вместе с губернатором Астраханской области Александром Жилкиным тем временем на рыбалке занимался как раз уменьшением естественных запасов). Госпожа Васильева взволнованно объясняла, что если выпустить тысячу экземпляров трехграммовой молоди в реку, то "промышленный возврат" ее составит только 32 экземпляра. То есть рыба, как я понял госпожу Васильеву, все-таки гниет с головы: она не в состоянии осмыслить резкий переход из комфортных условий рыбопитомника на волю и гибнет, не может пережить стресса. А та, которая с ним все-таки справляется, предпочитает быть выловленной в иранских территориальных водах.

- Здесь,- говорила Лидия Васильева,- мы будем показывать президенту России процесс прижизненного получения икры.

Двое рабочих на моих глазах размяли метровой осетрихе живот и, подрезав его, нацедили в тазик черной икры. После этого осетриху выпустили в небольшой бассейн - дожидаться господина Путина, который должен был стать свидетелем полноценной операции, которую по всем признакам можно было приравнять к криминальному аборту.

Автором операции, как мне рассказали, является один талантливый ученый из Петербурга.

- Чем крупнее будет рыба, которую мы выпустим, тем больше будет промвозврат,- объясняла Лидия Васильева.- Это предстоит понять президенту! А главное - серьезный промвозврат требует серьезных капиталовложений...

Это тоже, видимо, предстояло понять президенту.

В трехстах метрах от комплекса, на реке, готовился к отплытию теплоход, с борта которого ученые намерены были следить за двумя осетрами и одной белугой, которым в хребет вмонтировали радиомаячки. Два ученых, стоя в сапогах в контейнере с рыбой, с тревогой говорили о том, как мала вероятность, что научная экспедиция увенчается успехом: вместе с учеными охоту за осетрами и белугой начнут браконьеры, и не факт, что удастся по радиомаячкам во всех деталях проследить великий волжский осетровый путь. Все понимали (прежде всего два осетра и белуга), что он может оборваться в любую секунду. Зато путь радиомаячков, как мне показалось, может заинтересовать сотрудников правоохранительных органов.

Кроме того, в реку предлагалось выпустить для отвода глаз еще и несколько сотен мальков.

Тем временем министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев объяснял, что выращивать рыбу в искусственных условиях все равно что выращивать поросят.

- Технология-то одинаковая,- говорил Алексей Гордеев.- Сами подумайте, что лучше, свинина или мясо дикого оленя? Так и тут.

Алексей Гордеев и глава Федерального агентства по рыболовству РФ Андрей Крайний рассказали, что на президиуме Госсовета будет говориться о том, что надо запретить продажу икры на рынках, и о том, чтобы объявить рыбопромысловую отрасль стратегической.

- Плавает палтус какой-нибудь в исключительной экономической зоне Российской Федерации (200 миль.- А. К.) - все, это федеральная собственность,- разъяснил господин Гордеев.- Переработку рыбы, добытой в этой зоне, надо осуществлять только через российский берег, а не как сейчас, через японский, например...

Кроме того, Андрей Крайний пообещал, что перед президентом будет поставлен вопрос о том, чтобы акции рыбопромысловых предприятий России принадлежали россиянам. Это и означало, что отрасль следует квалифицировать как стратегическую. Все это выглядело серьезно и обещало скорый и, кажется, беспощадный передел рыболовного рынка России.

Вопросу, как заставить граждан Китая расстаться с акциями российских предприятий, Андрей Крайний даже обрадовался:

- Очень просто. Только на добровольной основе. Просто иначе они не получат никаких квот на вылов.

Владимира Путина, когда он подъехал к "Биосу", сопровождал губернатор Астраханской области. Они выглядели удовлетворенными. Рыбалка, очевидно, состоялась.

Когда один из руководителей "Биоса" начал что-то на графиках объяснять господину Путину, тот на уровне живота покрутил пальцами, словно поворачивая ручку радиоприемника.

- Звук включите,- озвучил его жест первый вице-премьер Сергей Иванов.

Сотрудник "Биоса" начал говорить громче, и стало хорошо слышно, что рыболовная отрасль в России всегда развивалась поступательно, за исключением 1921 года, когда поголовье рыбы резко сократилось.

- А что случилось в 21-м? - громко спросил Алексей Гордеев.

- Демографическая яма,- объяснил господин Иванов.

- Да, гражданская война ведь была в разгаре,- согласился Алексей Гордеев.

Ответ сотрудника "Биоса" им был уже не нужен.

Господин Путин наскоро познакомился с подрастающим поколением рыб в цеху и пошел на речку, куда собирались выпустить осетровых, фаршированных радиочипами. Президенту показали, как производится радиофицирование белуги.

- Совершенно безболезненная процедура,- сказала работница предприятия, вгоняя толстую длинную иглу с микрочипом в затрепыхавшуюся на ней молодь.- Чип на конце иглы...

- Это очень болезненная процедура! - возмутился господин Иванов.- Такая игла!

Девушка вытащила иглу. Вслед за ней из рыбьего тела выпал и чип. Белужка перестала трепыхаться. В общем, все пошло по очень плохому сценарию.

Владимира Путина подвели к контейнеру с рыбой и показали, как осетровых отпускают на волю. Вокруг стояли несколько юношей и девушек, участвующих в каком-то международном проекте по спасению то ли Каспия, то ли всего человечества, кажется, от загрязнения окружающей среды.

Президенту тоже предложили выпустить осетра. Он согласился, надел перчатки и выпустил сразу трех - по многочисленным просьбам фотокорреспондентов. Третьего осетра он, не удержавшись от соблазна, поцеловал в лоб, и я сразу вспомнил, что сказал несколько минут назад в цеху, посмотрев на рыбу с таким же носом, Сергей Иванов: "Как же на подводную лодку похожа".

- Владимир Владимирович,- торжественно сказала Лидия Васильева,- вы внесли существенный вклад в разведение осетровых.

- А я сказал,- негромко поделился со мной Сергей Иванов,- чтобы за поцелованной рыбой с этого судна был особый надзор. Командир корабля должен докладывать о ее состоянии в ежесекундном режиме. При необходимости можем задействовать систему ГЛОНАСС...

Владимир Путин уже сошел на берег, а юноши и девушки все переживали, что они приготовили президенту песню, но так и не спели ее.

Впрочем, их мечту в тенечке на берегу уже осуществляли заслуженные работницы "Биоса":

- Рыболовы, рыболовы, мы крепки своей верною дружбой,- пели они господину Путину, встав возле него полукругом и тем самым возложив на него функции дирижера. Впрочем, спина, руки и ноги дирижера как будто окаменели.

- Надо всеми путями стараться и дальше сохранить генофонд осетровых! - песня на до боли знакомый мотив "Добровольцев" разносилась над Волгой.

Хотелось плакать.

- А теперь,- сказала Лидия Васильева, чей голос звонче других звучал в этом хоре,- мы хотим подарить вам, Владимир Владимирович, чучело рыбы, которую вы только что выпустили!

И она вручила ему чучело.

- И когда только успели? - ошеломленно переспросил президент.

Напоследок Лидия Васильева рассказала, что "Биос" в меру своих способностей занимается разведением икры на экспорт.

- Ничего, мы вам это запретим,- пообещал Андрей Крайний.

- Вы нам ничего не запретите! - воскликнула Лидия Васильева, пользуясь тем, что только что пела для президента страны.

- Ну тогда мы создадим вам такие условия, что вам выгоднее будет продавать эту икру на внутреннем рынке.

- Ну вот и создавайте,- обиженно сказала Лидия Васильева.

- Мы это баловство прекратим,- позже пообещал и мне господин Крайний.- Китай зачем-то развиваем, а сами где?

Вопрос был риторическим.

Остается добавить, что на пути из села Икряное в Астрахань под кортеж автобусов с журналистами бросилась корова. Результат оказался не в ее пользу. Перед кортежем президента стадо коров сочло необходимым расступиться.

? 158(3734) от 01.09.2007

Источник - Коммерсант

Постоянный адрес статьи -

centrasia.ru

Предыдущая статьяГосударственный переворот в Узбекистане. Опрос от "Ахборот-uz"
Следующая статьяЗачем Вашингтону афганская наркоимперия?