CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

iamik.ru

Беспредел таджикских спецслужб продолжается

24 апреля 2008

Беспредел таджикских спецслужб продолжается

23 апреля 2008 13:26, ИА МиК - информационно-аналитическое агентство

По роду своей деятельности мне часто приходится общаться с людьми. И вот размышляя над этим, я поймал себя на том, что в последнее время участились случаи, когда таджикские правоохранительные органы и пограничники чинят разного рода препятствие гражданам Узбекистана.

Вот что мне рассказал заместитель директора средней школы ? 19, Хавастского района Сырдарьинской области, гражданин Узбекистана Исматулло ака Пулатов, родившийся в Согдийской области Таджикистана.

Он 4 марта с.г. для получения дубликата утерянного свидетельства о рождении своей дочери (согласитесь, у кого не бывает) поехал в Шахристанский район Республики Таджикистан. Оставшись на ночь в кишлаке «Каропчи» у своего пожилого отца, на утро он прибыл в центр района. Около здания районного ЗАГСа сотрудник милиции, козырнув, представился сержантом Махмудовым и попросил предъявить документы. Страж порядка, увидев, что Исматулло ака является гражданином Узбекистана, потребовал от него пройти в отделение милиции. И вот уже сидя за своим рабочим столом, доблестный сотрудник правопорядка без особых церемоний стал вымогать от Пулатова 50 тыс. сумов за освобождение. Но не тут-то было. Исматулло ака, в свою очередь, поинтересовался, а с какой это стати он должен «дать на лапу», ведь он никаких законов не нарушал, и с документами у него все в порядке.

«У милиционера глаза на лоб полезли, - говорит мой собеседник, - видимо, не привык он к такому обращению». Ошпаренный милиционер выскочил из кабинета. Через некоторое время г-н Махмудов вернулся и сообщил, что «по распоряжению заместителя начальника РОВД Ибрагимова Исматулло ака отвозится в Шахристанское районное отделение Управления ГКНБ Согдийской области», где его продержали 3 дня.

Вот тут-то все и началось, завертелось. В тот же день в УГКНБ беседу провел с ним некто, представившийся майором Узоковым Муллажоном, как впоследствии выяснилось, узбек по национальности. В ходе допроса майор Узоков начал интересоваться целью визита Исматулло ака в Таджикистан, его биографией, трудовой деятельностью, а также его родственниками в Таджикистане и Узбекистане. Далее он стал расспрашивать о знакомых Исматулло ака среди сотрудников правоохранительных органов, в т.ч. спецслужб Узбекистана. После этого М.Узоков ни с того ни с сего вдруг стал обвинять Исматулло Пулатова в шпионаже. Долго пытался майор таджикского ГКНБ в лучших традициях гестапо «повесить» на моего собеседника то, чего он не делал. В ход шли все ухищрения - угрозы, уговоры. И вот рассказывая об одном эпизоде, Исматулло ака вдруг рассмеялся: «Этот тип умудрился пообещать отпустить меня, если я признаюсь во всем, что он мне наговорил».

Не сумев достичь намеченного, М.Узоков для дальнейшего допроса передал злосчастного Исматулло ака другому сотруднику - майору М.Хазраткулову. В своем кабинете М.Хазраткулов потребовал выложить на стол все, что у нашего соотечественника находилось в карманах, после чего, пригласив какого-то вахтера, обыскал его. «Вы бы видели, какую форму приняло лицо Хазраткулова, увидевшего, что в моих карманах, помимо денег в размере 36400 сумов, ключей от служебных кабинетов, расчески, ручки и вырезки из газеты «Сырдарье хакикати», в которой рассказывалось о моей деятельности в школе (ее я хотел показать отцу, чтобы обрадовать его), ничего и не было», - говорит Исматулло ака.

«Далее Хазраткулов в грубой форме начал допрос, обвиняя меня в том, что я являюсь шпионом, и заслан узбекскими спецслужбами в Таджикистан. Сижу,- говорит Исматулло ака, - и думаю, как только в небольшом теле этого офицера таджикского ГКНБ умещается столько неприязни к Узбекистану, ненависти к узбекам. Этот тип дошел до того, что, усердствуя в своем деле, несколько раз, обматерил своего коллегу М.Узокова, которого, кстати, не было в кабинете, (в ту минуту я начал понимать, как нелегко приходится моему первому допросчику уживаться в этой компании)», - продолжал рассказывать Исматулло ака.

Следующие слова Хазраткулова, когда он стал говорить о деньгах, а именно о том, что И.Пулатову необходимо выплатить штраф в размере 1200 сомони, его обещания, что в случае выплаты он его немедленно отпустит и обеспечит в последующем безопасность при въезде-выезде и пребывании на территории Шахристанского и Истаравшанского районов Таджикистана, потихоньку стали показывать, куда метит подобное усердие «чистоплотного» таджикского ГКНБиста.

Услышав, что Исматулло ака попросту не имеет при себе таких денег, М.Хазраткулов стал дальше допытывать его, угрожая при этом физической расправой. После этого И.Пулатова заперли в подвале здания Шахристанского районного отделения УГКНБ Согдийской области.

Со слов Исматулло ака, указанную и последующую ночь он провел, сидя на деревянной раме порога дверей. При этом по приказу Хазраткулова вахтеры и водитель не должны были давать ему ни еды, ни воды. Кроме того, под угрозой наказания «гестаповец» запретил сообщать что-либо о Пулатове его родственникам.

В последующие дни М.Хазраткулов допрашивал задержанного по несколько раз в день и задавал одни и те же вопросы. Продолжая свое повествование, Исматулло ака отметил, что на вопрос Хазраткулова о своих авторитетных родственниках, проживающих в Таджикистане он, думая, что это может помочь ему, сообщил, что является родственником недавно скончавшегося бывшего председателя узбекского культурного общества Согдийской области Хамида Пулатова. Увидев, что сказанное им еще более разъярило офицера и стало поводом для вспышки его неодобрительных и презрительных выражений в адрес узбекского народа, он горько пожалел о своих словах.

«На второй день своего заключения я попросил одного из вахтеров сообщить моим родственникам о моем задержании и месте нахождения. В начале вахтер долго не соглашался, но после, пожалев (не всем таджикам чуждо чувство сострадания), выполнил мою просьбу.

7 марта мои родственники прибыли в районное отделение, где стали требовать отпустить меня. После чего Хазраткулову не оставалось ничего, как отпустить меня», - сказал Исматулло ака, заканчивая свой рассказ.

В Узбекистане таджики, как и представители других национальностей, живут в мире и согласии. Созданы все условия для того, чтобы граждане Таджикистана спокойно могли навещать своих родственников, проживающих на территории нашей страны. На мой взгляд, таджикскому правительству и руководству давно пора поставить конец незаконным действиям работников своих правоохранительных oргaнов.

Таджики и узбеки испокон веков жили по соседству, в мире и дружбе. Вместе с достоинством проходили все тяготы и невзгоды. Представители обоих государств имеют родственников в соседних республиках. Наши народы имеют общий корень. Мы - один народ и должны жить в мире и согласии.

Хусан Холбоев, независимый журналист из Джизакской области

iamik.ru

Предыдущая статьяКазахстан задержал участника андижанского мятежа, просящего убежища
Следующая статьяПрезидент Туркменистана произвел кадровые назначения