Обиженный МВФ
24.04.2006, Интернет-журнал "Оазис" ? 8 (76) Апрель 2008
Алишер Файзуллаев (Душанбе)
В начале марта МВФ потребовал, чтобы Таджикистан вернул ему деньги, полученные с нарушением правил. Речь идет о пяти кредитных траншах МВФ размером около $15,8 млн. каждый, выделенных Таджикистану в рамках программы «Сокращение бедности и содействие экономическому росту» в январе 2004-феврале 2006 годов. Согласно пресс-релизу МВФ, такое решение принято «на основании новой информации, предоставленной властями страны сотрудникам МВФ в декабре прошлого и январе нынешнего года. Совет директоров пришел к выводу, что транши, о которых идет речь, выделялись Душанбе на основании неверной информации, которая предоставлялась таджикскими властями». В частности, имеются в виду сведения о размерах резервов правительства и Центрального банка страны, а также кредитной практике Национального банка. Позже глава представительства МВФ в Таджикистане Люк Моерс заявил журналистам, что «Таджикистан уже в шестой раз предоставляет недостоверную информацию в рамках программ МВФ, хотя некоторые из предыдущих случаев были незначительными. Последний случай является самым серьезным, в основном, из-за такого длительного периода, в течение которого предоставлялась недостоверная информация».
Председатель Нацбанка Шариф Рахимзода, комментируя ситуацию с МВФ, отметил, что «конечно вина Нацбанка в том, что он не сообщил о своих финансовых операциях МВФ. Но с другой стороны, ему необходимо было поддерживать национальную экономику. Государство в лице Нацбанка финансировало хлопковый сектор. На это нужны были деньги, и Нацбанк обратился к зарубежным коммерческим банкам. Без залога не дают большие деньги. Видимо поэтому Нацбанк пошел на этот вынужденный шаг». Вместе с тем, глава Нацбанка заверил, что кредит МВФ будет возвращен во время и ведутся переговоры с известными аудиторскими компаниями о проведении международного аудита Нацбанка. Как отметил таджикский экономист Тохири Абдуджаббор, «международный аудит может вскрыть многие недостатки в финансовом секторе Таджикистана, которые до сих пор оставались закрытыми для общественности. Случай с МВФ всего лишь один из эпизодов ущербной финансовой политики страны. Но самое печальное то, что история с МВФ окончательно разубедило возможных инвесторов вкладывать свои средства в Таджикистан», - считает экономист.
Председатель Социал-демократической партии Таджикистана (СДПТ) Рахматулло Зойиров считает, что «в практике МВФ в случае предоставления недобросовестной или несоответствующей действительности информации, с первого раза никогда не требуют возврата долга. То есть, в данном случае это означает, что в период с 2004 по 2006 гг. МВФ подавали неверную информацию. С 2006 года и по сей день поступало еще много ложной информации, в том числе по состоянию Таджикистана по итогам этой зимы. После всего этого, наверняка, терпение МВФ закончилось, и они потребовали возврата кредитов с процентами»,- считает политик.
В то время, когда официальные лица стараются не комментировать случай с МВФ, представители западных кругов считают, что история с МВФ подорвало доверие инвесторов. Заместитель помощника Госсекретаря США по Центральной Азии Памела Спратлен, которая в апреле побывала в Душанбе, заявила, что «мы выразили обеспокоенность тем, что правительство до некоторой степени потеряло доверие международного сообщества. Думаю, что оно должно вернуть это доверие и подтвердить, что сможет выполнить взятые на себя обязательства». Между тем, стоит отметить, что в конце прошлого года, американская энергетическая компания АЕС без объявления причин отказалась от реализации своих проектов в Таджикистане. Эта компания намеревалась построить теплоэлектростанцию на угольном месторождении Фон Ягноб (60 км. севернее Душанбе), а также построить высоковольтную линию электропередач из Таджикистана в Афганистан и далее в Пакистан. Эксперты указывают, что не исключено, что между руководством компании и чиновниками из таджикского правительства появились серьезные противоречия, что и послужило причиной ухода АЕС из Таджикистана.
Тохири Абдуджаббор считает, что случай с МВФ может сильно навредить Таджикистану в плане привлечения зарубежных инвестиций. По его словам, «МВФ очень уважаемая международная финансовая организация и этот жест Совета директоров не останется незамеченным со стороны потенциальных инвесторов. Тем более что таковых не особо-то и много».
Между тем в апреле министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер после встречи с президентом Таджикистана в Душанбе заявил журналистам, что «инвесторы, которые могут придти к вам в страну должны иметь доверие к структурам власти. Если не будет такого доверия, то поток инвестиций будет малым. Мы готовы оказать содействие Таджикистану в решении этих вопросов, для этого необходима добрая воля обеих сторон. Как друг Таджикистана отмечу, что пока не будут начаты структурные изменения, мы не сможем привлечь средства в экономику вашей страны. Я не могу заставить французских бизнесменов против их воли вкладывать свои средства в Таджикистан. Поэтому, помогите нам, чтобы вам помочь», - отметил министр.
Но не успели поутихнуть страсти с МВФ, как бизнес-сообщество Таджикистана получило новый удар. Дело в том, что в начале апреля Верховный суд Таджикистана приговорил генерального директора совместного таджикско-голландского предприятия «М&Р», владеющий сетью супермаркетов «Орима», Маруфа Орифова к 8 годам и 6 месяцам лишения свободы с отбыванием срока наказания в исправительной колонии строгого режима с конфискацией имущества. Суд признал Орифова виновным в даче взятки и уклонении от уплаты налогов. В своем заключительном слове, Орифов отметил, что «с моим задержанием бюджет Таджикистана понес ущерб в размере 5 млн. сомони (около $1 млн 462 тыс.). До моего задержания в компании работало свыше 600 человек, а сейчас их число сократилось до 250-ти: Ситуация, связанная с моим арестом, вызвала обеспокоенность в бизнес-кругах Таджикистана. Справедливого решения суда в отношении меня ждет все бизнес-сообщество страны, международные инвесторы и ряд международных финансовых организаций, - отметил подсудимый. - Иными словами, с этим связано дальнейшее развитие бизнеса в республике».
Голландский соучредитель компании «M&P» Петр Ван дер Молен через своего адвоката Сергея Мирзоева заявил, что «он не согласен с тем, что его компаньон был признан виновным в уклонении от налогов». Относительно того будет ли г-н Ван дер Моллен сотрудничать с новыми владельцами акций, если приговор останется без изменений и доля его компаньона будет выставлена на аукцион, адвокат сообщил, что сомневается в этом. «Я не уверен, что он будет сотрудничать с другими. Скорее всего, он уйдет. Это не тот человек, чьи симпатии можно перекупить. Здесь больше сказывается этическая сторона вопроса. Он не может бросить своего компаньона», - заявил С.Мирзоев.
Чрезвычайный и Полномочный Посол Исламской республики Иран Алиасгар Шердуст в интервью газете «Азия плюс» заявил, что к нему поступают письма от иранских бизнесменов в Таджикистане, которые жалуются на то, что как только их бизнес начинает давать прибыль, появляются группы, которые у них отбирают бизнес. По мнению экспертов, проще говоря, это и есть рейдерство, когда в некоторых странах закон подменен правом сильного. Стоит также заметить, что в прошлом году в результате исследования, Всемирный банк признал Таджикистан страной с неблагоприятными условиями для ведения бизнеса. Одно из последних мест в рейтинге (172 место из 175 стран) стр