Иллюзия стабильности
24 апреля 2008 11:01, ИА МиК - информационно-аналитическое агентство
Слабый доллар способен расшатать экономику центрально-азиатских государств
Некогда пребывавшая в глубокой коме экономика Туркменистана сегодня подает признаки жизни. В следующем году здесь планируется деноминация национальной валюты. Однако существуют опасения, что данная инициатива властей может привести к резкому росту цен на все виды товаров и услуг, что в свою очередь бумерангом отразится на манате, который вновь обрастет нулями. В Казахстане, где Национальный банк сдерживает курс доллара вот уже больше полугода на уровне 120 тенге за один «бакс», передержание курса будет иметь точно такие же последствия, если не сказать, еще более трагичные.
Двойная осечка
Пришедший на смену «бессменному» Сапармурату Ниязову глава Туркменистана Гурбангулы Бердымухаммедов уже прослыл зачинщиком великих перемен. В частности, он распорядился в 2009 году деноминировать местную валюту - один к тысяче, чтобы как пишут официальные СМИ, повысить эффективность оборота маната, упростить ценообразование и адаптироваться к рыночным отношениям, а также экономить государственные деньги.
Еще одним большим в «финансовой» Туркмении вопросом, над которым думу думает правительство этой страны, является уравниловка государственного и коммерческого курсов американского доллара. Официально здесь доллар вот уже на протяжении 10 лет продается за 5200 манат. Неофициально, то бишь на «черном» рынке, «бакинец» уходил за 16-26 тысяч манатов. На фоне этих радикальных событий для этой «заводи» мировой финансовой системы вдруг появился слушок, что доллар может скоро рухнуть. Мгновенно это вызвало ажиотаж вокруг туркменских обменных пунктов, в которых из-за дефицита манатов меняют лишь по 100 долларов «в одни руки».
Год еще не прошел, а эксперты уже бьют тревогу - быть нынче инфляции в Туркменистане. Некоторые правда, надеются, что новый манат будет под «газовой» или «золотой» «крышей», что обезопасит его от инфляции. При этом если предполагается, что гарантом станут углеводородные ресурсы, о них нет достоверных данных. Но известно, что денежная реформа обойдется этой стране примерно в 200 миллионов долларов.
Деноминация неминуемо повлияет на рост цен на все виды товаров и услуг, а искусственное сдерживание роста цен государством вновь ввергнет национальную валюту в инфляционную пропасть, считают аналитики. Можно в качестве примера вспомнить недавнюю историю о введении коммерческой цены на бензин - с 300-400 до 2800-3000 манатов за литр. Автоматически из-за увеличения транспортных расходов в два-три раза подскочили цены на многие товары.
Невозможное возможно?
Что удивительно, Казахстан, который по многим экономическим показателям оставил далеко в аутсайдерах своего центрально-азиатского соседа, может ожидать такая же участь. Как сказал «Позиции.kz» заместитель директора Центра анализа общественных проблем Канат Берентаев, в нашей стране власти сознательно манипулируют общественным сознанием, показывая высокие темпы экономического роста и, соответственно, уровня жизни казахстанцев. В действительности же, рост производства, на взгляд эксперта, достигнут только лишь за счет роста мировых цен на экспортные товары. А производство большинства видов промышленной продукции в натуральном виде пошло на убыль. Поэтому говорить о росте экономики можно с большой натяжкой.
Что касается уровня жизни населения, то здесь картина вообще удручающая. Среднемесячная заработная плата казахстанца в феврале этого года составляла 54,6 тысяч тенге, а среднедушевые доходы - 28,2 тысяч тенге. Стоимость прожиточного минимума в стране существенно занижена. Если ее структуру привести в соответствие с международными стандартами, то стоимость прожиточного минимума должна быть увеличена в два раза, а с учетом явно заниженных норм питания - на все 2,5 раза. В этой связи стоимость минимального прожиточного минимума сейчас составляет не менее 30 тысяч тенге в месяц. Поэтому бедных в нашей республике намного больше половины от общего количества населения. В основном к ним относятся бюджетники, сельские жители, жители малых городов, пенсионеры.
Как полагает Канат Берентаев, большинство высоких показателей в нашей республике было «достигнуто» исключительно с помощью статистических методов. Реальная картина значительно отличается от отчетов статистиков, особенно, если прибавить к этим проблемам жилищный вопрос и проблему занятости. Об объективности статистических данных красноречиво говорят явно заниженные показатели инфляции. Большую часть населения не интересует насколько снизились цены на «шестисотый», зато как возросли цены на продукты питания, коммунальные услуги и другие товары первой необходимости, казахстанцы ощущают каждый день.
- Я не знаю, кому это выгодно. По идее, это не должно быть выгодно, в первую очередь, правительству страны. Ведь решения должны приниматься на основе достоверных фактологических данных, объективной оценки сложившейся ситуации и тенденций ее развития. А приукрашивание действительности создает предпосылки для принятия неверных стратегических решений. Видимо, поэтому правительство Казахстана увлекается проектами вселенского масштаба, считая, что все насущные проблемы уже решены, - говорит Канат Берентаев.
Доллар как опора экономики
Между тем, в стране остается стабильным курс доллара, что, по мнению казахстанского эксперта, действительно вызывает удивление:
- Доллар давно уже девальвирует. Его от обвала спасает только нежелание крупных владельцев долларовых активов и пакетов ценных бумаг правительства США моментально обесценить свои золотовалютные резервы. К таким владельцам относятся Китай, Япония, европейские и арабские страны. Стабильность курса тенге на данный момент приемлема для Казахстана. Это связано с тем, что в этом году общие выплаты внешних заимствований только банками второго уровня составляют около 12 млрд. долларов. В этой связи в Казахстане есть постоянный и значительный спрос на доллары, что поддерживает его высокий курс.
Канат Берентаев считает, что нынешний курс доллара внутри страны выгоден основным экспортерам Казахстана, так как основная торговля нефтью и металлами ведется именно в американской валюте. В случае понижения курса «бакса» издержки на производство нефти и других экспорто-ориентированных товаров могут значительно возрасти в долларовом исчислении, что приведет к потере части их прибыли.
Помимо прочего, стабильный курс в определенной степени на руку и правительству республики вместе с Национальным банком, поскольку золотовалютные резервы и средства Национального фонда хранятся в американской валюте. Поэтому скачки заокеанской валюты могут негативно отразиться на главном «сейфе» страны.
- Валютный курс устанавливается по корзине валют, и искусственное поддержание высокого курса доллара может привести к определенным негативным последствиям для населения, - предполагает замдиректора Центра анализа общественных проблем. - В частности, будет дорожать импорт из России, в которой рубль укрепляется. При ревальвации юаня подорожает китайский импорт. А это основные торговые партнеры Казахстана.
В связи с общим развитием ситуации и сокращением долларовой зоны, как полагает Канат Берентаев, девальвации тенге в Казахстане не будет. Скорее всего, наоборот, продолжится укрепление национальной валюты, при этом, как отмечает эксперт, желательно синхронизировать этот процесс с укреплением российского рубля.
На данный момент целесообразным выглядит отказ от жесткой привязки к доллару в связи с его ослаблением и сокращением зоны действия. Астанинским экономистам следовало бы диверсифицировать золотовалютные резервы и средства Национального фонда в частности, в пользу евро, рассмотреть целесообразность использования юаня и рубля. Более того, как прогнозирует аналитик, назрела пора введения единой валюты для стран Евразийского экономического сообщества.
Руслан Асылбеков
«Позиция.kz»