Узбекская карусель
24.04.2006, Интернет-журнал "Оазис" ? 8 (76) Апрель 2008
Вахид Салихов (Ташкент)
За последние три месяца президент Узбекистана отправил в отставку четырех руководителей областных администраций. Ситуация со столь частой сменой областных хокимов происходящей в последнее время в стране, напоминает знаменитый анекдот о «безвременной кончине» лидеров СССР в предперестроечный период. Умирает Леонид Брежнев и диктор объявляет: «Советский народ понес огромную утрату». Затем умирает следующий Генеральный секретарь Юрий Андропов и опять диктор объявляет: «Советский народ понес огромную утрату...». Когда умер и Константин Черненко, диктор не выдерживает: «Вы, конечно, можете смеяться, но советский народ опять понес тяжелую утрату!»
По похожему сценарию и периодичностью сменяются хокимы областей в Узбекистане. 15 февраля снят хоким Хорезма. 6 марта снят хоким Ферганской области, 25 марта - хоким Сурхандарьи, 15 апреля - хоким Самаркандской области. Сценарий смены известен и отрепетирован до мельчайших подробностей. Сначала в область приезжают проверяющие и подыскивают замену опальному бывшему руководителю. Все подчинённые «сдают» своего начальника и участвуют в сборе компрометирующего материала на последнего. Затем созывается внеочередная сессия соответствующего областного Кенгаша народных депутатов. На ней с речью выступает Президент Республики Ислам Каримов.
Речь главы государства не отличается большим разнообразием. Как правило, он отмечает «результаты проводимых реформ, современный облик областного центра, городов и районов, успехи в различных отраслях экономики». Приводятся цифры о «росте валового регионального продукта области», а также статистика по промышленности, капитальному строительству, сфере платных услуг. Отдается должное «доли малого бизнеса и частного предпринимательства в валовом региональном продукте», экспортному потенциалу области. Отмечается, что «в области проводится весомая работа по развитию социальной сферы, повышению уровня жизни населения, совершенствованию сферы здравоохранения, образования, науки и культуры». Опять идут цифры о возводимых профессиональных колледжах, академических лицеях, «капитально реконструированных школах».
Далее начинается основное действо: «Вместе с тем, - глава государства подчеркивает, - наряду с достигнутыми успехами в области имеется ряд нерешённых проблем». «Нет роста в промышленности, не отвечает требованиям и работа по привлечению иностранных инвестиций. В регионе наблюдается отставание и в аграрном секторе. Ухудшилось мелиоративное состояние земель» (о Хорезме), «нельзя закрывать глаза и на имеющиеся проблемы и недостатки, препятствующие углублению реформ, повышению их эффективности» (в Фергане), «снижение в последние годы эффективности производства на многих промышленных предприятиях области, ухудшение их экономического положения» (в Самарканде) и т.д. и т.п.
Президент выражает «огромную озабоченность положением в сфере обеспечения законности, правоохранительной работы». Он обрушивается на бывшего хокима: «В области значительно возрос уровень преступности. Можно также привести факты взяточничества, злоупотребления служебным положением ответственных работников, их участия в преступных действиях». Оказывается, «хоким области за последние годы не смог проявить должную принципиальность в обеспечении законности и справедливости, потерял бдительность и твердость по отношению к окружившим его льстецам, знакомым и родственникам. Самое обидное, что он попал под влияние личностей, вставших на путь преступлений, занимающихся темными делишками». Такие же слова были высказаны 15 февраля при снятии хокима Хорезмской области И. Бабаджанова. И эти же слова президент повторил в начале апреля при снятии исполняющего хокима Самаркандской области А. Бахромова. Каримов каждый раз непременно выражает сожаление по поводу того, что «в некоторых случаях люди, родившиеся и выросшие на родной земле, достигшие здесь ответственной должности, через четыре-пять лет начинают терять голову, перестают отличать черное от белого. Это ведет к ухудшению обстановки, к фактам несправедливости. В таких случаях люди теряют веру в руководителя, перестают его уважать, вместо работы появляется групповщина, недоверие, другие недостатки, уходит благополучие». Президент призывает руководителей «подавать пример честности, твердости и требовательности!»
Затем на сессии рассматривается организационный вопрос. «Виновный» освобождается от должности хокима области. По представлению Президента хокимом области утверждается новый кандидат. При его представлении Президент, как правило, «выражает надежду, что он-то является примером честности и справедливости», что «ему надо помочь». Хотя выбор Президентом нового кандидата вызывает множество вопросов. Новым хокимом Ферганского района был назначен человек, «сколотивший» огромные деньги в масложировой промышленности Узбекистана, так как за год цена на масло выросла в три раза, и это вызвало большое недовольство у населения. В Хорезме он больше всего критиковал сельское и водное хозяйство, но на место бывшего хокима назначил его первого заместителя О. Оллоберганова, курировавшего в области как раз вопросы сельского и водного хозяйства. В бунтующие области, вроде Андижана, назначаются выходцы из силовых структур.
Затем на сессии выступают «представители общественности» - аксакалы областного отделения фонда «Махалля», ректоры вузов, главы районного отделения Общества Красного Полумесяца, руководители областного отделения Центра духовности и другие, которые отмечают, что «из замечаний Президента будут сделаны соответствующие выводы и будут приложены все усилия для устранения имеющихся недостатков и достижения намеченных целей».
Есть примета, оказывающаяся верной в условиях Узбекистана - если хоким области освобождается от своих обязанностей «в соответствии с пунктом 15 статьи 93 и статьей 102 Конституции Республики Узбекистан», то он непременно еще и будет привлечен и осужден. Если его освобождают «по состоянию здоровья и согласно поданному заявлению», то у него непременно отберут все накопленное и награбленное, но он остается на свободе.
Согласно сложившейся традиции пройдет определённое время - примерно два-три года - и история с очередным хокимом повторяется вновь. Президент выступает на «внеочередной сессии областного Кенгаша народных депутатов» и в тон диктора советского ТВ, объявляет: «Вы, конечно, можете смеяться, но и этот тоже оказался вором...»
Однажды предлагая на место бывшего хокима Сурхандарьинской области Т. Кадырова нового кандидата, который-то уж точно «честный человек и наведет порядок в области», Каримов усмехнулся: «Точно с такими словами я предлагал Вам его предшественника. Но он не оправдал надежды». Но это не мешает Каримову задавать риторический вопрос: «Что же мне делать? Есть ли гарантии от их непременной коррумпированности? Куда смотрели правоохранительные органы?»
Между тем есть если и не абсолютные гарантии, то известные механизмы сдерживания и противовесов. Это - выборность хокимов населением района, а не аппаратное назначение за мзду. Это - существование независимых масс-медиа и свободных журналистов. Это - нормальное функционирование независимой судебной системы в стране. Это - реальное повышение роли политических партий и их реальная власть в органах самоуправления. Это, наконец, существование реального конструктивного оппозиционного движения.
При существующей коррумпированной системе не стоит ожидать реальных реформ и мирных изменений. Наоборот, назревают внутренние катаклизмы и растет недовольство населения, что вызывает еще большее ужесточение режима власти. Однако, нынешняя власть в Узбекистане не намерена проводить демократические реформы. Очевидно, что президенту гораздо проще найти виновных в лице низших чиновников и очередной раз вздыхать по поводу плохих слуг.