«Домашний» ислам?
Интернет-журнал "Оазис" ?#11 (79) Июнь 2008
На вопросы корреспондента центрально-азиатского Интернет-журнала «Оазис» Алмаза Калета отвечает эксперт по религиозным вопросам Санжар Тажиматов, в настоящее время - старший преподаватель кафедры «Археологии и этнологии» Ошского государственного университета, автор более 10 научных статей, участник программных проектов фонда «Ага-Хана» о роли религии в современной Центральной Азии.
Оазис: Как вы оцениваете взаимоотношения между государством и религией в Кыргызстане?
С.Т.: Однозначного ответа нет. Но, можно сказать, что они не на высоте. Потому что идет игнорирование со стороны государства, так называемого исламского фактора. Что такое исламский фактор, с моей точки зрения. Вот, люди рождаются, умирают. На протяжении всей их жизни ислам присутствует во всех своих проявлениях. Ислам помогает им жить. Находить ответы на какие-то вопросы. Вроде получается, как сервис. Другой аргумент то, что 85% населения Кыргызстана составляет мусульмане-сунниты. При этом они еще и граждане Кыргызстана. Но, государство совершенно не учитывает эти факторы.
В Конституции Кыргызской республики написано, что религия отделена от государства. Но, там ни слова не сказано, какими механизмами они отделены друг от друга. На мой взгляд, такое игнорирование со стороны государства исламского фактора только создаст большое пространство для активизации религиозных группировок, движений, партий экстремистского толка. Понимаете, если государство совершенно не волнует вопросы собственной религиозной безопасности, это может привести к печальным последствиям.
Такое игнорирование создаёт идеальные условия для развития религиозного экстремизма. Например, для партии, не течения, как некоторые считают, религиозного толка «Хизб-ут-Тахрир», также для развития ваххабизма.
Оазис: И какой же выход, вы предлагаете из создавшейся ситуации?
С.Т.: Выход один. Для того чтобы сузить действие религиозных организаций экстремистского толка, государство в первую очередь должно взять под свой контроль религиозное образование. Вот, возьмем, к примеру, талаба, так называемых мусульманских студентов. Их диплом нигде не котируется, потому что образование у них формальное. Или даваатчи (мусульманские проповедники) - его три дня обучают, потом он идет сам обучать. Чему он может научить? Если всё его религиозное образование уложилось в несколько дней?! Понимаете, если взять этот процесс под контроль, в скором времени мы можем отойти от своего традиционного ислама ханифитского толка, который распространен в Центральной Азии. Что значит ислам ханифитского толка? Это ислам плюс местная этническая культура. На протяжении столетий местная этническая культура удачно интегрировалась в ислам, сохраняя в нём какие-то свои особенности.
А что предлагают новые мусульманские идеологи? Они ищут, так называемый «чистый ислам». Но, его нет в мире. Они под лозунгом поиска «чистого ислама» фактически осуществляют свои политические амбиции, полностью отвергая ислам ханифитского толка, распространённый в регионе. Поэтому чтобы сузить их действия нужно больше распространять знаний про местную особенность ислама. Ведь, когда ислам только начал распространение на территории современной Центральной Азии, он учитывал местные традиции и обычаи, впитывая их в себя, проще говоря, исламизируя их. Почему мы должны отказываться от всего этого? Чего хотят мусульманские радикалы и исламисты?
Оазис: Кого вы называете исламистами?
С.Т.: Это те, кто под видом поиска «чистого ислама» навязывают нам свои политические взгляды. Исламизация, по их версии, это когда весь мир станет однообразным, одинаковым. Все должны будут вести одинаковый образ жизни. Это практически, как процесс глобализации. Лично я в этом процессе ничего положительного не вижу.
Оазис: Какую роль должно играть государство в вопросах религиозной безопасности?
С.Т.: Прежде всего, государство должно понять, что, поддерживая официальные религиозные институты, оно помогает самому себе. Это в его интересах - сохранение традиционного ислама на своей территории. И чтобы решить эти проблемы государство в первую очередь должно продумать правовую базу для выполнения всех задач. Потому что отделить религию мы отделили, но не прописали, как действует этот механизм на практике. Мы не можем бесконечно игнорировать «исламский фактор», потому что он рядом с нами. Мы живём фактически в мусульманском мире. Тут важно, подчеркнуть, что государство не должно вмешиваться в дела религии, а, наоборот, должно создать условия для сосуществования и взаимоотношений на конструктивном уровне. Государство должно проводить аттестацию мулл мечетей. Это немаловажный вопрос. Ведь, сегодня государство не может с уверенностью сказать, что проповедуют в мечетях страны. Каков уровень, содержание и качество этих проповедей. Игнорирование всех этих факторов может привести к печальным последствиям не только в Кыргызстане, но и во всех странах региона.
Оазис: Но, есть же государственные комитеты, комиссии по делам религии. Разве они не решают эти вопросы?
С.Т.: Вот, вы можете, мне сказать, чем занимаются эти все комитеты и комиссии. Чем они занимаются? Только констатацией фактов. Сколько мечетей в стране и так далее. За все эти годы я ни разу не слышал конструктивных предложений агентства по делам религий хотя бы по тем вопросам, которые мы с вами сегодня обсудили. За что только им деньги дают?
Оазис: Политизация ислама в регионе, в том числе в Кыргызстане будет только усиливаться, по вашему мнению, из-за нерешенности всех этих проблем?
С.Т.: Политический ислам всегда будет существовать, потому что через него легче мобилизовать людей. Как появилось ИДУ (Исламское движение Узбекистана), которое сейчас трансформировалось в региональное движение? Они просто взяли и использовали религиозные лозунги. Каждый человек, который считает себя мусульманином, начинает идентифицировать себя с остальным мусульманским миром. Эти все движения, партии просто нашли слабые места у мусульман и нажали на них, апеллируя к исламу для мобилизации людей и популяризации своих политических идей. Надо проводить аналитические исследования в религиозной сфере, чтобы просчитывать ситуацию, предотвращая будущие конфликты. Сегодня уже имеются первые зачатки такого внутри религиозного конфликта. Идет резкая поляризация взглядов и идей. Так называемое деление на «чистый» и «нечистый» ислам, на «настоящих» и «ненастоящих» мусульман. Это тоже результат игнорирования «исламского фактора».