CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

ca-oasis.info

Непрозрачная безынициативность

12 июня 2008

Непрозрачная безынициативность

Интернет-журнал "Оазис" ? 11 (79) Июнь 2008

С членом Национального Совета по реализации ЕITI (инициатива прозрачности добывающих отраслей) в Казахстане Маликом Исабековым беседует Расул Ибрагимов.

Оазис: Каковы цели ЕITI?

М.И.: Эту инициативу можно описать по-разному, исходя из тех или иных задач, которые могут быть выполнены благодаря ЕITI. Так, например, можно сказать, что реальный апробированный механизм, который мог бы способствовать вхождению стран Центральной Азии в мировое экономическое сообщество. Однако в Центральной Азии существуют различные проблемы региональной интеграции. С другой стороны, конечно же, данная инициатива - демократический механизм, повышающий уровень прозрачности, информированности, снижения напряженности, а значит, безопасности.

Как известно, Казахстан очень богат природными ресурсами, но, как показывает мировая практика, в том числе в Центральной Азии, сами по себе природные ресурсы не являются гарантией экономического процветания страны. Это так называемое «проклятие ресурсов» - тенденция, выведенная учеными - обилие ресурсов, прежде всего нефти, зачастую является фактором, порождающим и стимулирующим коррупцию, расслаивающим и дестабилизирующим общество. Поэтому от того насколько рационально будут распределяться доходы от сырья, настолько успешной будет экономическое развитие, социальная устойчивость этих стран.

Оазис: Как реализуется ЕITI в Казахстане?

М.И.: В этом плане существует ряд проблем. Казахстан успешно прошел предвалидацию международного Секретариата по реализации ЕITI. Недавно крупнейший налогоплательщик в Казахстане компания Тенгизшевройл (ТШО) присоединилась к Инициативе прозрачности. Но, вместе с тем, наша Коалиция отмечает необходимость следующего:

- Присоединение всех добывающих компаний в реализации ЕITI;

- Раскрытие для гражданского общества заключенных ранее контрактов на недропользование с добывающими компаниями;

- Представление общественности дезагрегированных (неконсолидируемых) отчетов по всем выплатам добывающих компаний в бюджет;

- Включение в формы отчетности добывающих компаний социальных инвестиций;

- Координирование деятельности по развитию ЕITI с процессами по внедрению в Казахстане Глобального соглашения об общих принципах и ценностях;

- Разработка действенных механизмов информирования населения о соблюдении компаниями требований по охране окружающей среды, по казахстанскому содержанию, а также по охране труда работников и безопасности производства.

Оазис: Как можно обеспечить выполнение всех этих обязательств?

М.И.: Как известно, ЕITI пользуется большой и публичной поддержкой международных финансовых институтов, которая так необходима большинству стран Центральной Азии. Особенно это касается инвестиций, выхода на международные фондовые биржи и развития внутреннего фондового рынка. Немаловажным фактором для стран Центральной Азии является степень доверия, которой будет способствовать открытость и прозрачность поступлений в бюджет. Степень участия гражданского общества в бюджетных процессах для центрально-азиатских стран - это не менее важный показатель демократизации общества, нежели свобода слова и честные выборы, а сегодня это, возможно, наиболее реальный путь для интеграции в цивилизованное мировое сообщество.

Оазис: Слово «интеграция» в последние годы превратилась в своего рода политический «фетиш», насколько она достижима в реальности?

М.И.: Необходимо рассматривать в данном случае ЕITI как инструмент, достижения устойчивого развития для стран региона, так как процессы интеграции наиболее эффективно развиваются в стабильной системе. Внутренняя интеграция центрально-азиатских стран - это сегодня наиболее актуальный процесс для достижения энергетической безопасности региона, где ЕITI может выступить механизмом внешней интеграции в мировое сообщество. Чем успешнее будет проходить процесс внутренней интеграции центрально-азиатского региона между составляющими его странами, тем успешнее будет интеграция этой евразийской подсистемы в мировую экономику. Центральная Азия представляет собой самостоятельную структуру, в которую входят пять стран региона: Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Туркмения и Таджикистан.

Оазис: В последние годы к ним часто присоединяют и Афганистан:

М.И.: Попытка некоторых американских политологов и политиков в соответствии с концепцией «Большая Азия» включить в подсистему «Центральная Азия» Афганистан, является искусственной попыткой решить проблему интеграции этой страны через включения ее в определенную подсистему.

Что позволяет объединить пять стран в единую структуру? Это, единая когда-то, и схожая сейчас, инфраструктура, менталитет, система образования, мусульманская религия и русский язык . А самое главное - это советское прошлое и постсоветское настоящее. По большинству критериев, за исключением религии, Афганистан не принадлежит к этой подсистеме.

Оазис: Если вернуться к реалистичности интеграции, что важно учитывать?

М.И.: Чтобы реально способствовать интеграции в нашем регионе, необходимо сейчас выявить, проанализировать, какие препятствия существуют для этого процесса и каким образом можно их преодолеть. Это таможенные препоны, территориальные разногласия, различия в макроэкономических приоритетах и т. д. При анализе нашего региона традиционно мало внимания уделяется разной степени вхождения данных государств в цивилизованные рыночные отношения, а также такому важному фактору, как политические амбиции правящих и финансовых элит стран Центральной Азии. Если первый фактор, имеет вполне просчитываемые последствия (разный уровень либерализации экономики, демократических преобразований), то второй - часто вообще не учитывается в геополитических вариантах геостратегов.

Следующий момент, связанный с предыдущим, который необходимо принимать во внимание - это то, что на постсоветском пространстве региона остались рудименты интеграции бывшего СССР, которые сегодня пытается использовать Россия в своих прагматических целях. Вообще противоречивые процессы интеграции в новое сообщество Центральной Азии и дезинтеграции бывшего СССР усложняются тем, что политические элиты стран региона при распаде империи укрепили свои позиции именно благодаря идее национального суверенитета, а теперь ещё и боязнь не выдержать конкуренции со стороны соседей, потерять свои позиции в собственных странах, толкает их на недальновидную политику самозамкнутости под предлогом сохранения самобытности и «особого пути развития». Это то, что реально мешает интеграции стран в Центральной Азии.

Оазис: Какие же решения Вы видите в данной ситуации?

М.И.: На путь действительной, взаимовыгодной, осознанной интеграции наши страны, наши элиты толкает экономическая необходимость и внешний инвестор. Но привнесённые со стороны попытки внешней интеграции не были до сих пор успешными. Так, в недалеком прошлом, попытка США интегрировать страны Центральной Азии с помощью идеи пантюркизма, где ведущая роль (естественно) отводилась Турции, оказалось малопродуктивной (опять одной из причин этого был пресловутый «совковый менталитет». Турция - член НАТО, а для руководителей стран региона, выходцев из партийной номенклатуры СССР, НАТО - это как «русские идут» было для европейца в 20-м веке. Все эти факторы привели к тому, что большинство договорных соглашений в рамках различных организаций и структур центрально-азиатского региона (как и на пространствах СНГ) оказались неэффективными.

Оазис: Возвращаясь к теме прозрачности добывающего сектора, как именно она может обеспечить безопасность, развитие и интеграцию?

М.И.: В настоящее время словосочетание «энергетическая безопасность» звучит не реже, чем слово «транспарентность». Этот модный геополитический термин трактуется по-разному. Более того, противоположный смысл это понятие приобретает от того, в чьих заявлениях оно звучит: представителей стран, которые поставляют (а еще лучше еще и транспортируют) энергоресурсы на международный рынок или стран, которые их активно потребляют и, естественно, приобретают. Первые, этот термин употребляют, как возможность отстаивать свои прагматические интересы с помощью контроля цен и монополии на транспортировку, вторые - как стабильные поставки по фиксированным ценам без давления со стороны поставщиков.

Для стран Центральной Азии энергетическая безопасность - это выполнение нефтедобывающими и транспортирующими компаниями всех своих обязательств по добыче и транспортировке энергоресурсов. И, конечно, своевременные и полноценные выплаты в бюджет. Это как раз и является концепцией ЕITI. Таким образом, энергетическая безопасность и транспарентность деятельности добывающих компаний - это коррелирующие понятия для стран с сырьевой ориентированной экономикой.

Однажды представитель государственного департамента США г-жа Памела Спралтен сказала, что транспарентность - это единственный реальный инструмент борьбы с коррупцией. Для Центральной Азии серьезным, не просто нравственным, юридическим, но и экономическим препятствием для вхождения в цивилизованное мировое экономическое пространство является коррупция, особенно в добывающей сфере.

Как известно из мировой практики никакое ужесточение законодательства по отношению к коррупции (в Китае вплоть до смертной казни) не является эффективным в борьбе с коррупцией. Поэтому ЕITI, для которой транспарентность является базовым принципом, наряду с гласностью, в условиях регилна, становится важнейшим цивилизованным способом борьбы с этим наиболее опасном социальным злом в регионе.

ca-oasis.info

Предыдущая статьяЗаБЮРОченный визит
Следующая статьяУзкого толстого росту