CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

О роли истории

15 декабря 2008

О роли истории

Деловая Неделя 12 декабря 2008г. ? 48 (826)

в политическом и экономическом развитии страны

Белые пятна истории - это скрытые в тумане прошлого черные дыры настоящего.

Стас Янковский

Накануне Дня независимости Казахстана принято вспоминать несколько иную дату, проложившую путь для ее возникновения. Речь, естественно, идет о декабрьских событиях 1986 года тогда еще в Алма-Ате. Спустя 22 года история этих трагических и исторических дней по-прежнему неясна, картина - неполная, участники - не определены, а сыгранные роли - почти не обсуждаются. Что, естественно, порождает спекуляции на эту тему, а также подспудное желание некоторых изобразить, что ничего особенного в те морозные дни на залитой кровью тогда еще площади имени Брежнева не произошло. И это не говоря уже о синдроме ложной памяти, вполне естественной для мемуаристов, но не для истории. Как поставить точки над «i» во всем этом - один из главных вопросов казахстанского общества, от разрешения которого зависит наш социальный и политический прогресс.

Осужденный на 40 лет за похищение, попытку государственного переворота экс-зять президента, скрывающийся в Австрии, не так давно поднял тему событий 1986 года, сопроводив публикации на своих страничках в Интернете некими документами, доступ к которым он, очевидно, имел как высокопоставленный сотрудник КНБ. Вполне естественно, что вину и ответственность за трагические события и последствия он возлагает на своих оппонентов во главе с отцом его бывшей жены.

Кроме этого, выступая за люстрацию (очищение важнейших государственных структур и общества от людей, запятнавших себя сотрудничеством со специальными службами в подавлении инакомыслия, свободы, в преследовании политических оппонентов в периоды того или иного политического режима), Рахат Алиев публикует досье на завербованных в то время КГБ СССР нынешних чиновников. На этой неделе в Интернете появились такие же данные на него самого - с фотографией в досье, распиской о добровольном сотрудничестве и неразглашении - все точно так же, как и в тех фотокопиях, которые венский изгнанник обнародовал про нынешнего представителя Казахстана в ОБСЕ. С той лишь разницей, что речь идет о вербовке «объекта» не республиканским КГБ Казахской ССР, а центральным аппаратом в Москве. Правдивы ли эти документы или нет, установить могут, наверное, лишь профессиональные архивисты специфических ведомств, однако они поднимают тему ответственности - исторической и моральной - за те дни.

Многие в Казахстане, России и бывшем СССР (кроме Прибалтики) жалеют о том, что коммунизм не был осужден и распят так же, как в свое время нацизм на Нюрнбергском процессе. Возможно, полагают они, почти повсеместный откат обратно к атмосфере «совка» связан именно с тем, что обществу не продемонстрировали его сущность. Можно даже предположить, что именно из-за этого у нас в политическом поле напрочь отсутствует идеология как таковая, замененная личностными или тактическими установками. Хорошо это или нет, но ответить на вопрос, какую роль сыграл в истории страны тот факт, что советская властная элита практически полностью сохранилась во власти независимого государства, предстоит ответить уже очень скоро.

Кто-то уверен, что по-иному и быть не могло, ведь замены классу партократов в казахстанском обществе образца 1991 года в качестве государственного строителя просто не было. Кто-то уверен, что от этого идут все наши сегодняшние беды, густо замешанные на застое в политике и неумелом управлении экономикой, которой занимаются по остаточному принципу игроки в кадровые интриги. Тут можно было бы вспомнить пример Испании, Аргентины или Чили, где передача власти произошла как раз без осуждения диктаторских режимов. Спустя пару десятилетий проблема ответственности - исторической, моральной, криминальной - все равно поднимается. Кто-то может сказать, что бессмысленно ворошить прошлое, а кто-то - что действительно справедливое общество, как и законная сделка, не могут начинаться с преступлений или нарушений. А демократическое общество - это прежде всего именно сделка, - общественный договор между теми, кто выбирает, и теми, кого выбирают. Потому как нельзя быть хорошим и правильным только после обеда, если до него ты расстреливал людей. И тут не могли помочь ни специальные законы, ни оговоренная с преемниками неприкосновенность. Судьба Пиночета, ушедшего из жизни под улюлюканье и проклятия тех, кого, как он считал, он спас от коммунизма и привел к процветанию, - наглядный пример для желающих не тревожить скелеты в своих шкафах.

По большому счету, по событиям 1986 года нет цельной картины даже просто фактической - без политических или эмоциональных оценок. А ведь в истории есть куда более древние моменты, восстановленные подвижниками от Клио* буквально по минутам, по фразам, по таким мелочам, как расстановка стульев и цвет штор. А у нас же при пока еще живых свидетелях - полный туман и неясность. Не говоря уже о том, что значительная часть общества вообще не согласна с официальной трактовкой событий, а официальная трактовка страдает избирательностью восприятия по персоналиям и «провисаниями» по их ролям.

Не так давно в том же Интернете появлялись такие документы, как объяснительные, написанные ныне известными и заслуженными деятелями независимого Казахстана в те декабрьские дни из их комсомольского или партийного прошлого.

Вполне естественно, что содержание подобных бумаг с позиции сегодняшнего дня просто шокирует. Однако очевидно, что такие документы обнародованы далеко не в полном объеме. Не будет ошибкой предположить, что их давали практически все партийцы и комсомольцы-вожаки того времени, ныне успешно оперирующие понятиями «независимость», «рынок» и «демократия». Примером того, как пагубно может сказаться на карьере политика или чиновника его участие в событиях тех лет, может послужить хотя бы откровенно неудачное выступление бывшего прокурора, не отказавшегося тогда осудить участника декабрьских событий, на политическом поле оппозиции. В странах Восточной Европы и Балтии, где люстрация была проведена очень жестко, а порой даже излишне жестоко, в результате чего ущемленными чувствуют себя целые группы общества, тем не менее удалось полноценно перевернуть страницу истории тоталитаризма, что, кстати, весьма серьезно сказалось на социально-экономическом прогрессе. У нас же по-прежнему значительная часть «материальной базы» так и осталась с советских времен, откуда частенько черпают вдохновение и политические инициативы сегодняшние чиновники, партийные деятели, паркетные журналисты. Возможно, поэтому ни потоки нефтедолларов, ни прочие гораздо более комфортные условия, которые Казахстан имеет в сравнении с той же Эстонией или Венгрией, не дали нам догнать эти страны по уровню социального развития и жизни населения.

История государств и народов в какой-то степени очень напоминает (простите за тавтологию) историю болезни, которую, если не записать в нее точный диагноз, придется заполнять и заполнять новыми бессмысленными записями, пока кто-то, наконец, не вернется к тому, чтобы бороться с настоящей болезнью и перевернуть страницу. Иначе больного выписывать нельзя. Надо просто поставить диагноз и лечить, как бы болезненно это ни было.

* - муза Истории

dn.kz

Предыдущая статьяИтоговая явка в Туркменистане на выборах депутатов Меджлиса составила 94%
Следующая статьяЯвка на голосование за депутатов туркменского парламента в России превысила две трети