CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

М.Ниязов: Государственные мужи проводят политику по самоликвидации экономики и, как следствие, самой нации

16 декабря 2008

М.Ниязов: Государственные мужи проводят политику по самоликвидации экономики и, как следствие, самой нации 15 декабря 2008, 09:41 CA-NEWS

CA-NEWS (KG) - «В Кыргызстане живут самые стойкие люди. Вот уже 17 лет наши «доблестные государственные мужи» целенаправленно проводят разрушительную политику по самоликвидации экономики и, как следствие, самой нации. А народ, оказывается, более живуч, чем сами политики». Такое мнение в интервью АКИpress озвучил оппозиционер Мирослав Ниязов.

- За все годы независимости президенты страны убеждали народ в том, что экономические показатели растут. Между тем люди этого не замечали и сегодня многие утратили надежу на возможность реанимирования национальной экономики. Скажите, у Кыргызстана есть ресурсы, чтобы поднять экономику?

- Есть, причем более чем достаточные. Наши предки отстояли и сохранили для потомков прекрасный горный край с несметными богатствами в его недрах, изобилием воды, орошаемыми землями и пастбищными угодьями с разнообразной флорой и фауной. Об экономических преимуществах Кыргызстана можно судить по целому ряду показателей.

Во-первых, достаточно напомнить, что Кыргызстан формирует стоки и аккумулирует основные запасы воды для всего центральноазиатского региона. Гидроэнергетический потенциал республики превышает 160 млрд. кВт.ч электроэнергии. Освоение потенциальных гидроэнергоресурсов в конечном счете обещает принести в казну 1,6 млрд. долларов США, если даже продавать по 1 центу за 1 кВт. Это говорит о том, что мы можем не только экспортировать, но и размещать у себя энергоемкое производство, что дает Кыргызстану особое преимущество.

Во-вторых, еще в советское время в республике было открыто и зарегистрировано свыше 2 тыс. месторождений и рудопроявлений полезных ископаемых различных видов. В частности, ресурсы угля составляют до 30 млрд. тонн, запасы Джетимского железнорудного месторождения оцениваются в 10 млрд. тонн. А узгенское месторождение коксующего угля открывает перспективы для развития черной металлургии и коксохимической промышленности. Золоторудные проявления в совокупности с широкой номенклатурой руд цветных металлов представляют возможность развивать цветную металлургию. Но наши земли также богаты не металлическими полезными ископаемыми. Так, объемы цементного сырья оцениваются в 260 млн. тонн, гипса 7 млн. куб.м., серы 7,5 млн. тонн, общие запасы базальтов 5,5 млн. куб.м., талька 1,5 млн. тонн и т.д., что создает реальные предпосылки для развития промышленности строительных материалов. Таким образом, напрашивается вывод о том, что одним из основных путей экономической стратегии должно стать развитие горнорудной промышленности, которая может претендовать на ведущую отрасль республики.

Разумеется, для реализации таких емких проектов потребуется соответствующая производственная инфраструктура. В первую очередь, речь идет о строительстве железных дорог, автомобильных трасс, расширения электросетей. Кроме того, потребуются большие инвестиции, а также соответствующие специалисты. Но при доброй воле эти амбициозные планы со временем могут быть воплощены в жизнь.

В-третьих, природно-климатические и географические особенности Кыргызстана образуют едва ли ни самые совершенные условия для развития как отгонного, так и интенсивного животноводства и переработки их продуктов. В 80-х годах прошлого столетия Кыргызстан занимал одно из первых мест в мире по плотности скота на 1 Га территории. Тогда в республике насчитывалось 10 млн. овец, 430 тыс. голов крупного рогатого скота, 300 тыс. свиней, свыше 200 тыс. лошадей. Да, их продуктивность была не столь уж высока, однако цифры убедительно показывают наши возможности в развитии животноводства, которое исторически было и должно оставаться важной статьей национального дохода. Что же касается сельского хозяйства, то мы в состоянии полностью удовлетворить свои внутренние потребности всеми основными видами сельскохозяйственной продукции и даже экспортировать излишки. Только нужно динамично переходить от экстенсивного хозяйствования к интенсивному с использованием передовых технологий.

В-четвертых, экологическая чистота, разнообразие географического ландшафта, высокогорные озера и реки дают возможность развивать Кыргызстану все виды туризма. Короче говоря, нам грех жаловаться на свою землю и если нам сегодня не комфортно живется, то виноваты в этом только мы сами.

- Вы обрисовали оптимистичные перспективы, но насколько они реальны?

- Здесь нет никакого открытия, многие проекты планировалось осуществить еще в добрые советские времена. Но свою актуальность они не утратили и поныне. Безусловно, сейчас потребуется более детальное изучение мировой рыночной конъюнктуры, определение собственных приоритетов экономического развития и, в конечном счете, привлечение инвесторов.

- Из ваших слов следует, что в стране есть все благоприятные условия для экономического подъема. Однако инвестор ведь к нам не торопится. Чем это можно объяснить?

- В содержании вашего вопроса уже заложено сложившееся отношение общества к инвестору. Не инвестор к нам должен идти, а, наоборот, мы к нему. Вот в этом и состоит наша принципиальная ошибка и глубочайшее заблуждение. Опыт быстро развивающихся азиатских стран, таких как Сингапур, Южная Корея, Малайзия показывает, что все они осознанно выстраивали внешнюю политику своих стран во имя привлечения иностранных инвестиций, ради чего вся государственная машина работала над созданием наиболее приемлемых условий для инвестирования. Пора бы и нам понять, что поднимать национальную экономику без прямых инвестиций мы не в состоянии, а потому инвестора надо не только найти и предложить пакет экономических проектов, но еще и горячо убеждать. В свою очередь, инвестора будет интересовать не только выгодность предложений, но и безопасность вложений. Если таких гарантий не будет, то все усилия окажутся бесполезными.

- А какие конкретно гарантии вы имеете в виду?

- Прежде всего, инвестор должен быть убежден в том, что инвестируемая страна имеет политическую, экономическую и финансовую стабильность, устойчивое и эффективное правительство, которое не допускает проявления коррупции в любых ее формах. Одним из важных условий является безопасность иностранных предпринимателей, которые бы не опасались возможной конфискации или потерь в результате военных действий или криминального беспредела. Показателем благоприятности инвестиционного климата является дешевая и дисциплинированная рабочая сила, способная к обучению и освоению современных технологий, налоговые льготы, а также производственная инфраструктура для промышленных зон. А для удобства работы инвесторов, как правило, создается единый государственный орган, призванный разрешать все возникающие у них проблемы. Тем самым исключаются бюрократические согласования с множеством организаций, в процессе которых не редко унижается человеческое достоинство. Одним словом, для привлечения инвестиций необходима политическая воля, творческий поиск и гражданское понимание.

-Но чиновники утверждают, что есть немало инвесторов, готовых вложиться в нашу экономику. Насколько это объективно?

- Чепуха. При нынешней ситуации в стране серьезный инвестор сюда не придет. Речь может идти о потенциальных покупателях объектов энергетики, транспорта и связи, либо об отмывании грязных денег, либо об авантюристах. Впрочем, я думаю, серьезного инвестора сюда и не пустят до тех пор, пока не будет продана последняя государственная собственность.

- Почему Вы так считаете?

- К сожалению, вся современная история Кыргызстана связана с безрассудной распродажей и разбазариванием материальных ценностей, оставшихся в наследство от советского прошлого. Процесс разгосударствления происходил спонтанно и не был подчинен конкретным целям по реструктуризации экономики страны. Разгосударствление ради приватизации - это был основной лозунг властей. А дальше они уже ничего не видели. Это была не дальновидная, а потому обреченная политика, что, в конце концов, привело страну к всеобщему упадку. Увы, но и нынешняя власть очень уж торопливо и подозрительно суетливо пытается успеть распродать оставшееся национальное богатство, которое не успел продать сбежавший из страны президент.

Иногда мне кажется, что в Кыргызстане живут самые стойкие люди. Вот уже 17 лет наши «доблестные государственные мужи» целенаправленно проводят разрушительную политику по самоликвидации экономики и, как следствие, самой нации. А народ, оказывается, более живуч, чем сами политики. Значит, у такого народа есть будущее.

ca-news.org

Предыдущая статьяAK&M: Тихая рецессия
Следующая статьяЭ.Байсалов: Получив от РФ $300 млн. кредита, Правительство КР должно ввести мораторий на приватизацию