CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

Газовая несговорчивость

27 декабря 2008

Газовая несговорчивость

26 декабря 2008г. ? 50 (828) Деловая Неделя, Казахстан

Андрей САИДОВ, Ташкент

Узбекистан намерен в 2009 году удвоить цену на газ для Кыргызстана и Таджикистана

В предновогодние недели в Ташкенте продолжаются напряженные переговоры между руководством НХК «Узнефтегаз» и заинтересованными ведомствами соседних стран - Таджикистана и Кыргызстана - о ценах на экспорт узбекского газа в 2009 году. Узбекистан уведомил соседей о своем намерении удвоить цену на поставляемый природный газ с начала будущего года, доведя ее до $300 долларов за 1 тыс. кубометров, что вызвало растерянность в Душанбе и Бишкеке. Руководители «Таджикгаза» и «Кыргызгаза» надеются уговорить Ташкент сделать им скидки с учетом ожидаемого падения цен на энергоносители на мировых рынках, а также острого энергетического кризиса, переживаемого ими в последние годы. По мнению аналитиков, Узбекистан, недавно приостановивший свое членство в ЕврАзЭС из-за неразрешенных политических и экономических разногласий с ближайшими региональными партнерами, вряд ли проявит одностороннюю уступчивость к странам, чья энергетика пока еще напрямую зависит от его газовых поставок.

В начале декабря глава ОАО «Кыргызгаз» Саламат Айтикеев не смог добиться от узбекской стороны снижения цены на газ до $280 за 1 тыс. кубометров. В 2007 году Кыргызстан покупал у Узбекистана газ по $110. С 2008 года Узбекистан увеличил цену для ближайших потребителей в 1,5 раза - до $150. Причем договориться о небольшой скидке - $145, в первом полугодии удалось лишь 31 декабря, за пару часов до Нового года. Наблюдатели отмечали, что при заключении экспортного соглашения кроме сугубо коммерческих аспектов негласно учитывались и наиболее актуальные вопросы двухсторонних политических и экономических отношений между Узбекистаном и Кыргызстаном. В частности - схема сезонных попусков воды из Токтогульского водохранилища на реке Нарын, используемых Кыргызстаном для выработки электроэнергии, а Узбекистаном - для орошения хлопковых плантаций Ферганской долины. Климатические аномалии зимы 2008 года опустошили горные водохранилища, поставив Кыргызстан в условия жесточайшего энергетического кризиса. Сельское хозяйство Узбекистана, в свою очередь, заметно пострадало от летнего маловодья, была потеряна значительная часть урожая хлопка.

На октябрьской встрече лидеров ЕврАзЭС и СНГ в Бишкеке общая позиция России, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана, к которым присоединился Туркменистан, побудила президента Узбекистана Ислама Каримова принять обязательства о поставках в 2009 году 150 млн. кубометров газа Кыргызстану сверх обычных контрактных объемов. Как помощь в преодолении энергокризиса. При этом Узбекистану пришлось отделить этот вопрос от признания членами ЕврАзЭС трансграничного статуса реки Нарын. Узбекистан требовал от Кыргызстана ограничить строительство на трансграничных реках новых гидротехнических сооружений, могущих повлиять на режим мелиорации в Ферганской долине и среднем течении Сырдарьи. По словам представителя аккредитованной в Узбекистане Межгосударственной координационной водохозяйственной комиссии Вадима Соколова, отсутствие в рамках ЕврАзЭС поддержки в вопросах регионального водно-энергетического урегулирования разочаровало Узбекистан. Теперь Ташкент будет отстаивать свои насущные интересы в излюбленном им двухстороннем формате. В конце этой недели в Ташкент прилетит министр промышленности, энергетики и топливных ресурсов Кыргызстана Ильяс Давыдов, чтобы продолжить переговоры о новой цене на узбекский газ, добиваясь скидки.На межправительственный уровень, скорее всего, перейдут и договоренности с потребителями узбекского газа в Таджикистане. На прошлой неделе, вернувшись из поездки в Ташкент, гендиректор компании «Таджикгаз» Фатхитдин Мухсиддинов заявил, что объявленная Узбекистаном цена на газ в 2009 году - $300 непосильно высока. «Цена, прямо сказать, ошеломляющая, и от узбекской стороны мы никак не ожидали такого резкого ценового скачка в то время, когда во всем мире страны-экспортеры снижают цены», - подчеркнул министр в комментариях журналистам.

Узбекистан является единственным экспортером природного газа в Таджикистан, собственная добыча которого, не превышающая 14,7 млн. кубометров, не покрывает и четверти его потребности. В 2008 году Узбекистан увеличил цену на газ для Таджикистана в 1,5 раза, что вынудило таджикскую сторону сократить ранее запланированные объемы закупок с 950 до 500 млн. кубометров. В середине года из-за неоплаченных долгов, достигших $7 млн., Узбекистан сократил ежесуточные поставки газа Таджикистану на 35%, что вызвало остановку ряда промышленных предприятий. В 2009 году «Таджикгаз» планировал закупить 550 млн. кубометров узбекского газа, рассчитывая сохранить его цену на прежнем уровне - $145-150 за тысячу кубов с учетом прогнозируемого снижения стоимости энергоносителей на мировом рынке. По заявлениям Ф.Мухсиддинова, таджикская сторона продолжает переговоры, настаивая на снижении цены, и окончательное решение о заключении договора на экспорт узбекского газа в 2009 году будет приниматься на уровне правительств. Официальный Ташкент публично никак не озвучивает свою реакцию на требования и ожидания южных соседей, хотя она кажется вполне предсказуемой.

Некоторые российские политологи уже озвучили предположения, что выход Узбекистана из ЕврАзЭС может даже помочь соседним странам решить их энергетические проблемы в ближайшее время. В августе президент России Дмитрий Медведев во время своей встречи с президентом Эмомали Рахмоном пообещал Таджикистану шанс быть обеспеченным собственным газом через два - два с половиной года. За счет энергичной поддержки, подписанного в июле между правительством Таджикистана и Газпромом соглашения о геологической разведке перспективных газовых месторождений Ренган, Саргазон, Сарыкамыш и Западный Шаамбары, общие запасы которых, по предварительным оценкам российских специалистов, могут превышать 80 млрд. кубометров. Медведев также подтвердил свою заинтересованность в восстановлении российского участия в строительстве крупнейшей в регионе Рогунской ГЭС, потенциально способной не только обеспечить внутренние потребности энергетики Таджикистана, но и сделать страну мощным экспортером электроэнергии. Строительство Рогуна, начатое еще в 1987 году и приостановленное с развалом СССР, планировалось завершить с участием «Русала» к 2009 году. Но из-за разногласий по ТЭО, а возможно, из-за влияния президента Узбекистана Ислама Каримова на Владимира Путина, российское участие в этом проекте было приостановлено, и Таджикистан пытался заменить его созданием международного консорциума. Собственных бюджетных средств, около $4 млрд., для завершения грандиозной стройки у Рахмона не нашлось. Но теперь аналитики недвусмысленно намекают, что инвестиционная поддержка крупных гидроэнергетических сооружений в Таджикистане и Кыргызстане, не имеющих для этого собственных средств, может стать эффективным инструментом давления Кремля на строптивое и непредсказуемое руководство Узбекистана. Однако в условиях финансового кризиса масштабные и долгосрочные инвестиционные перспективы РФ вызывают сомнения. Зато зимние холода, несомненно, не за горами. И близко Ташкент, донельзя раздраженный именно планами соседей по строительству новых плотин и каскадов на горных реках, обеспечивающих орошение бескрайних плантаций 27-миллионного Узбекистана.

По мнению независимого аналитика в Ташкенте Сергея Ежкова, удваивая цены на газ, Узбекистан фактически подстегивает неплатежеспособных соседей форсировать развитие собственной гидроэнергетики с привлечением инвестиций сверхдержав - России и Китая. Что в перспективе может перевести нынешние дипломатические и экономические разногласия по использованию трансграничных водных ресурсов к резкой политической поляризации внутри региона и даже открытым конфликтам. Другие эксперты предполагают, что Ташкент в обмен на некоторые ценовые или иные уступки по топливу может попробовать выторговать у Кыргызстана и Таджикистана смягчения их позиций по водным ресурсам - своего рода «мораторий» на строительство новых гидроэнергетических объектов без их обязательной международной экспертизы. Именно этого, кстати, потребовал Узбекистан по отношению к Рогунской ГЭС и новым каскадам на реке Нарын на региональной конференции Европейский Союз - Центральная Азия, состоявшейся 3 декабря в Ашхабаде. Правда, неизвестно, насколько официальная пресса Узбекистана преувеличила реальную поддержку со стороны Запада, которую будто бы удалось получить на этой конференции в противовес досадному «непониманию» со стороны бывших партнеров по ЕврАзЭС. Но, наверное, такая поддержка вполне возможна, поскольку позиции Евросоюза в регионе увязываются с его интересами в нефтегазовой сфере и также противостоят Кремлю.

На этой неделе в Ташкенте состоялись встречи главы Газпрома Алексея Миллера с вице-премьером Узбекистана Рустамом Азимовым и председателем правления НХК «Узнефтегаз» Улугбеком Назаровым. По официальным сообщениям обеих сторон, «на переговорах обсуждались условия транзита газа через территорию Республики Узбекистан и закупок узбекского газа в 2009 году». Однако итоговые цены не были озвучены как узбекским правительством, так и в пресс-релизах Газпрома. Из чего можно сделать вывод, что окончательная цена на экспорт узбекского газа в РФ также пока не установлена, а за «стартовую» цену можно принять те же $300 за 1 тыс. кубометров, выставленную «Узнефтегазом» Кыргызстану и Таджикистану. Во многом повторяется ситуация прошлого года, когда окончательные договоренности со всеми покупателями узбекского газа были заключены только перед Новым Годом. С той разницей, что Узбекистан теперь уже не член ЕврАзЭС и, вероятно, будет еще тверже в переговорах с бывшими партнерами по региональной организации. Хотя эксперты уверены, что цены на узбекский газ, экспортируемый в Казахстан, как и в прошлом году, будут более льготными и специфическими, в силу прямой зависимости нефтегазового и общеэкономического транзита Узбекистана от непосредственного северного соседа. А Кыргызстану и Таджикистану, наверное, стоит больше уповать на милость природы, надеясь, что нынешняя зима окажется не такой суровой, какой была аномальная, катастрофическая зима 2008 года.

dn.kz

Предыдущая статьяЧто ждет мировую энергетику в будущем году?
Следующая статьяПартнерство по-восточному