Партнерство по-восточному26 декабря 2008г. ? 50 (828) Деловая Неделя, Казахстан
Юрий Сигов, Вашингтон
Распад СНГ начнется благодаря Евросоюзу?
Нынешний глобальный финансовый и экономический кризис поставил перед всеми государствами весьма конкретную задачу: как лучше поступить - выкарабкиваться из кризиса в одиночку или все-таки искать какие-то формы кооперации и взаимодействия между собой, тем более что разного рода региональных структур и организаций в мире нынче больше чем достаточно.
Со стороны стран постсоветского пространства (по крайней мере со стороны некоторой его части) такое стремление к объединению усилий - как политических, так и финансовых - уже просматривается. Те же, кто в рамках самого СНГ не очень надеется на помощь и партнерство (это прежде всего Грузия, Украина, Туркменистан и Узбекистан), пытаются найти какие-то другие формы взаимодействия, ориентируясь главным образом либо на сотрудничество с США, либо с Евросоюзом.
При этом если Соединенным Штатам сейчас явно не до интеграционных процессов на постсоветском пространстве, поскольку своих хлопот полным-полно (да и новый президент страны Барак Обама еще не вступил в должность), то в руководящих структурах Евросоюза решено в самого начала будущего года самым активным образом продвигать идею объединения ряда стран СНГ под общим названием «Восточное партнерство».
Объединенная Европа идет на Восток
В начале декабря в Брюсселе на встрече глав государств - членов ЕС (а сейчас в эту организацию входят 27 стран плюс одна - Черногория - официально подала документы о присоединении к ней в 2009 году) было решено активизировать процесс отношений со странами Восточной Европы (к ним теперь по классификации ЕС относятся уже не бывшие соцстраны типа Чехии или Польши, а три республики СНГ - Украина, Белоруссия и Молдова) и Закавказья (Грузия, Армения и Азербайджан).
Это так называемое «Восточное партнерство» в рамках ЕС весь этот год упорно продвигали правительства Польши и Швеции, и пока не случилась августовская война между Грузией и Россией, у самой подобной идеи было в Брюсселе не так уж много сторонников.
Однако сразу же после окончания военных действий на Кавказе Грузия обратилась в европейские структуры с просьбой поспешить не только с принятием ее в НАТО, но и во вновь создаваемые континентальные механизмы экономического сотрудничества. Именно тогда новое направление деятельности ЕС на постсоветском направлении и получило новый толчок, тем более что с января 2009 года в ЕС будет председательствовать Чехия, а это дает очень хорошие шансы на активизацию «Восточного партнерства» по всем направлениям.
В чем суть этого варианта партнерства? Прежде всего таким образом ЕС предлагает шестерке стран СНГ совместными усилиями выходить из экономического и финансового кризиса, обещая осуществлять на территории этих стран целый ряд проектов. Несмотря на то, что в ЕС ни одна из этих шести стран приниматься пока не будет (замечу, что только Украина выражала свое желание вступить в перспективе в ЕС, а другие постсоветские республики пока подобного желания не демонстрировали), у них есть шанс, как можно плотнее интегрироваться в сотрудничество с государствами ЕС и заложить тем самым важный фундамент для реализации своих будуших политических шагов.
Начинать ЕС предлагает шестерке стран СНГ с договоров о свободной торговле. Интересно, что еще десять лет назад таких договоров о свободной торговле между различными государствами было всего 60, а в нынешнем году эта цифра уже перевалила за 300. Свободную торговлю ведут целые континенты (та же Северная Америка, которая включает США, Канаду и Мексику, плюс к этому соглашению присоседилась Чили), между соседями (Япония и Филиппины, к примеру) и даже страны, которые находятся друг от друга на очень большом расстоянии (те же Соединенные Штаты и Бахрейн). Что касается стран СНГ, Восточной Европы и Закавказья, то ЕС хотел бы присоединить их в течение следующих пяти лет к некой ассоциации свободной торговли с единой Европой, а также начать консультации о введение сначала облегченного визового режима, а потом и о его полной отмене для стран «шестерки» при въезде в государства ЕС. Понятное дело, что все эти шаги навстречу со стороны Евросоюза будут обусловлены определенными действиями, которые потребуются от правительств стран СНГ, если они в таком сотрудничестве будут заинтересованы. Речь идет о существенной демократизации политической системы в этих странах, усилении степеней свободы печати и слова, соблюдение прав человека, и в результате - «полная демократизация» тех политических и экономических систем, которые на сегодня существуют на постсоветском пространстве.
Также руководство ЕС заранее предупреждает государства «шестерки», что наличие доброй воли со стороны единой Европы должно быть обязательно подкреплено желанием к подобному сотрудничеству со стороны самих стран Восточной Европы и Закавказья. При этом только те страны, которые реально подтвердят свое желание сотрудничать с ЕС, смогут получать финансовую помощь и инвестиции в целый ряд проектов на своей территории.
До апреля у стран СНГ есть время подумать о своем будущем
Конечно же, «передовая шестерка» стран СНГ, которой предложено «Восточное партнерство», лишь начало процесса по перетягиванию этих государств в орбиту единого европейского политического, экономического и визового пространства, к которому так или иначе, но стремятся все страны бывшего СССР. Если государства Восточной части СНГ (Украина, Белоруссия и Молдова) географически находятся рядом с единой Европой, то ситуация в Закавказье, по словам представителей руководства ЕС, грозит дальнейшей нестабильностью, если этот регион не вовлечь в новые общеевропейские интеграционные процессы.
При этом никто в Брюсселе не забывает и о тех государствах СНГ, которые в эту «передовую шестерку» не входят, в частности Казахстан. Тот факт, что Казахстан будет в 2010 году председательствовать в ОБСЕ, во многом объясняет, что продвижение казахстанского внешнеполитического проекта под названием «Путь в Европу» самим ЕС воспринимается с полной поддержкой. А, следовательно, у Казахстана тоже будет наверняка свое место в этом «Восточном партнерстве», в случае даже если другие государства Центральной Азии пока для него не будут в ЕС рассматриваться.
Символично также, что впервые в единые общеевропейские планы включается Белоруссия, которую еще совсем недавно и в Брюсселе, и в Вашингтоне считали чуть ли не европейским изгоем и не желали иметь никаких дел с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. Теперь же Белоруссии дают возможность вернуться в «большую Европу» и тем самым сделать выбор относительно своего дальнейшего политического и экономического развития.
Если Минск ответит на эти европейские пожелания утвердительно, то в апреле будущего года в Праге на саммите глав государств ЕС состоится официальное оформление «Восточного партнерства» в виде политического документа, и Белоруссия тогда может быть в него как полноправный участник включена.
Также планируется «подтащить» к подобному сотрудничеству за предстоящие месяцы и Молдову, которая при всем желании сохранять варианты взаимодействия с рамках СНГ, явно надеется и на скорейшее включение в общие интеграционные процессы в Европе.
Что же касается стран Закавказья, то Грузия уж подтвердила, что готова к любым формам кооперации с единой Европой, что может позволить ускорить вступление Тбилиси в НАТО. Азербайджан также имеет большие надежды на Европу, тем более что республика в 2009 году будет ключевой точкой для осуществления многочисленных, планируемых в рамках ЕС проектов в сфере энергетики из района Каспия.
Есть неплохие шансы на взаимодействие с Европой и у Армении, тем более что республика сейчас оказалась фактически в экономической и транспортной блокаде, и единственным направлением, откуда поступают сюда грузы, является Иран (граница с Азербайджаном давно закрыта, а через территорию Грузии теперь не могут поступать товары из России, плюс заблокирована и граница между Арменией и Турцией)
Дружно все в Европу - но без России
Как видно из сути плана «Восточного партнерства», вся система взаимоотношений между ЕС и странами «шестерки» из СНГ (а потом - и с другими) строится без участия России. Руководство Евросоюза давно уже заявляло, что никакого даже отдаленного членства в нем для России не предусмотрено, а все отношения будут формироваться между Брюсселем и Москвой исключительно на основе «особых связей», суть которых пока до конца понять не может ни одна сторона, ни другая.
Понятно это и самим странам СНГ, которые хотели бы поплотнее интегрироваться в Европу: ведь чем ближе они будут к России, тем меньше шансов у них быть «приглашенными к партнерству» с единой Европой. Поэтому даже Белоруссия, которая вот уже 17 лет пытается безуспешно договориться с Россией о создании совместного государства, все же смотрит в последнее время предпочтительнее в сторону ЕС и его программ сотрудничества.
Само же европейское руководство устами господина Баррозу, возглавляющего правительство ЕС, уверяет, что сама идея «Восточного партнерства», с одной стороны, стала реакцией на военные действия между Россией и Грузией (надо защищать, дескать, республики постсоветского пространства от «непропорционального российского гнева»), а с другой - предложить республикам СНГ некую альтернативу их собственному содружеству, которая явно окажется для них и более привлекательной как с политической, так и с экономической точки зрения.
«Россия непременно все эти идеи партнерства со странами СНГ, да еще без участия Москвы, воспримет очень болезненно. Но у России было 17 лет в запасе для того, чтобы не просто вернуться в республики бывшего СССР, но и укрепить там свои позиции. Никто в ЕС сейчас страны СНГ тащить насильно не будет, и в этом не стоит задача. А вот в плане укрепления контактов мы действительно хотим укреплять их с этими независимыми странами и делать все, чтобы там укоренялись западные демократические ценности», - заявил один из представителей ЕС на саммите в Брюсселе. Опять-таки очень важно будет посмотреть на то, с каким желанием сотрудничать с ЕС в рамках «Восточного партнерства» станут страны «шестерки» от СНГ. Что касается Украины и Грузии, то желания этого гарантированно у них будет даже больше, чем на то рассчитывают европейцы. Также будет стремиться укреплять свои связи с Брюсселем и Армения. А вот Белоруссия и Азербайджан, которые связаны с Россией каждый по-своему достаточно значительными экономическими и стратегическими интересами, наверняка будут действовать поосторожнее, но все равно с упором на европейское, а не на российское направление.
При этом особых шансов как-то «надавить» на своих партнеров по СНГ, чтобы они не так уж рьяно рвались в «большую Европу», у России фактически нет. Вряд ли за это время и в рамках СНГ, и других постсоветских структур сформируются некие интеграционные процессы, которые смогут серьезно посоревноваться с предложениями европейцев о налаживании той же зоны свободной торговли или создании единого экономического пространства (а в перспективе - и подписание общего таможенного соглашения).
А ведь не за горами председательство Казахстана в ОБСЕ, до которого остается всего лишь год. В Европе очень положительно оценивают казахстанский «путь в Европу» как программу по ускорению самого разнообразного сотрудничества со «старым континентом» и во многом надеются, что именно Астана будет во всей Центральной Азии как раз тем самым «европейским проводником», который постепенно станет «подтаскивать» к единой Европе и этот далекий от нее регион.
И здесь вновь следует иметь в виду, что как и к сотрудничеству Казахстана с США, так и с единой Европой очень ревностно станет относиться Россия. Ведь та самая «европейская морковка» в виде экономической и политической интеграции, которая сегодня столь привлекательна для стран СНГ, одновременно может стать и своего рода «медленным , но верным» могильщиком самого Содружества Независимых Государств в его нынешнем виде, поскольку оставаться в нем вне «большой Европы» будет все меньше и меньше желающих.
Ведь речь здесь идет не о том, что страны постсоветского пространства не видят смысла сотрудничать между собой, а в том, что все они - кто открыто, кто подспудно - хотят как можно быстрее уйти от своего политического и экономического старого прошлого «вне» цивилизованного Западного мира и с помощью Соединенных Штатов и поддерживаемого ими Евросоюза поскорее к его единому во многих измерениях пространству присоединиться.