Мадина МАРАТОВА, Бишкек
Деловая Неделя, Казахстан ::16 октября 2009г. ? 39 (867)
Нацбезопасность по-кыргызски
Общественность Кыргызстана шокирована предложениями главы Государственного комитета национальной безопасности Мурата Суталинова. Местные аналитики считают, что за «неординарными методами» кроется банальное желание завоевать дешевую популярность среди населения.
На двух подряд заседаниях Совета безопасности глава кыргызских спецслужб Мурат Суталинов в буквальном смысле отличился сталинскими предложениями. Он внес такие «ценные» предложения по борьбе с наркобизнесом, что правозащитная общественность усомнилась в его понимании проблемы. 7 октября на заседании Совета безопасности по противодействию наркомании и незаконному обороту наркотиков Мурат Суталинов предложил лишать наркобаронов прав и гражданства. По словам главы ГКНБ, им разработано несколько неординарных мер, которые помогут искоренить преступления, связанные с наркотиками, за короткий срок. «Во-первых, надо дать понять наркобаронам, которых в Кыргызстане не так уж много (в Чуйской области их 3-4 человека, несколько в Бишкеке и не более десяти - в Оше), что они люди - второго сорта, - сказал Мурат Суталинов. - Необходимо лишить их права голоса, гражданства, запретить их детям учиться в школах, самих наркобаронов выселить из крупных городов и запретить им там появляться. Если они будут появляться у запрещенного места ближе 50 километров, необходимо принимать силовые меры». Мурат Суталинов предложил ввести новую систему наказаний за пособничество в совершении связанных с наркотиками преступлений. «Допустим, один человек, работая в организации, употребляет наркотики, второй, его коллега, об этом знает. Я предлагаю принимать меры ко всем, кто работает с этим наркоманом. То есть провинился один, а головы полетели у всех. Метод проверен и показывает хорошие результаты», - сказал глава Госкомитета национальной безопасности Кыргызстана, не уточнивший, где проходили испытания. Глава спецслужб предлагает силовикам еще один способ быстрого наведения порядка. Например, совершает член ОПГ преступление, и об этом знает второй член группировки, милиции предлагается закрывать всех членов ОПГ. Складывается впечатление, что в Кыргызстане существуют точные списки членов различных ОПГ.
Но наибольший фурор общественности и особенно правозащитников вызвало предложение Суталинова, прозвучавшее 23 сентября во время аппаратного совещания Совета безопасности Кыргызской Республики, на котором был рассмотрен вопрос «О мерах по повышению роли местных сообществ и государственных органов управления в противодействии религиозному фанатизму среди населения республики». В ходе обсуждения вопроса об усилении наказания за некоторые тяжкие преступления с неожиданным предложением о возврате к практике смертной казни выступил как раз глава Госкомитета национальной безопасности Мурат Суталинов. В частности, он заявил: «Кыргызстану не нужно оглядываться на Запад и Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. Целесообразно ввести исключительную меру наказания за некоторые виды преступлений. И в некоторых случаях казни лучше проводить публично. Это, на мой взгляд, поможет снизить уровень преступности». В Совете безопасности в итоге решили обсудить эту идею среди постоянных членов Совбеза. Затем представить информацию председателю Совета безопасности Кыргызстана - президенту Курманбеку Бакиеву.
Смертная казнь в Кыргызстане была отменена в 2007 году подписанием президентом страны соответствующего указа, что было воспринято мировой общественностью как большое завоевание демократии. Естественно, призыв столь высокопоставленного чиновника к возврату смертной казни вызвал бурю негодования со стороны правозащитников. Омбудсмен Кыргызстана Турсунбек Акун распространил 2 октября следующее заявление: «Разговор о возврате к смертной казни в Кыргызстане, если его начинают высокопоставленные чиновники, наносит непоправимый вред имиджу государства. Одним из важных достижений в период деятельности президента Курманбека Бакиева в области прав и свобод человека и гражданина является отмена смертной казни на законодательном уровне.
Высказывания о возвращении к ней, звучащие из уст государственных служащих, противоречат духу и принципам Конституции КР». «Госслужащий, работающий под руководством президента КР, своими непродуманными заявлениями бросает тень на главу государства, определяющего внешнюю и внутреннюю политику Кыргызстана. Государственный служащий может и должен высказывать мнение, но до принятия решения, а после его принятия обязан неуклонно его соблюдать. Всякий призыв о проведении публичной смертной казни, как это было в средневековье или во времена фашизма, толкнет нашу республику в пропасть беззакония и мракобесия.
Если это «пробный шар» к подготовке общественного мнения, то он может вызвать взрыв негодования не только правозащитного движения, но и тех, кто неуклонно следует принятым на себя обязательствам», - говорится в заявлении омбудсмена. Толекан Исмаилова, исполнительный директор правозащитного центра «Граждане против коррупции», отметила в интервью ВРС, что инициатива о введении смертной казни является антиконституционной и ведет к откату от демократии. «Совместно с Минюстом и международными организациями мы работали и работаем в этом направлении давно, и мы приветствовали, когда в 2007 году была отменена смертная казнь, и Кыргызстан взял курс на гуманизацию.
Мы всегда говорили, что одной из заслуг Курманбека Бакиева была отмена статьи о смертной казни», - отметила лидер НКО. «Введение смертной казни является угрозой для всех, кто живет в нашей стране. Если Кыргызстан все же пойдет на этот шаг, то многие международные организации осудят это», - заключила Толекан Исмаилова. Однако столь «неординарные» предложения главы спецслужб не вызвали никакого осуждения у высшего руководства страны. Из чего некоторые эксперты сделали вывод, что данная инициатива была согласована с президентом и является не чем иным, как пробным шаром в изучении общественного мнения в изменении государственного устоя страны и усилении авторитаризма. Другие эксперты уверены, что данные высказывания сделаны для того, чтобы заработать дешевый авторитет у простого населения.