Узбекистан может сделать платным транзит электроэнергии в соседние страны
Деловая Неделя, Казахстан ::16 октября 2009г. ? 39 (867)
Андрей САИДОВ, Ташкент
На этой неделе руководство государственной акционерной компании «Узбекэнерго» сообщили КазТАГ, что Узбекистан не намерен в ближайшее время выходить из объединенной энергосистемы Центральной Азии. Распространенная ранее информация о возможном выходе Узбекистана из параллельной работы ОЭС с 15 октября 2009 года вызвала настороженную реакцию энергетиков соседних стран, поскольку такое решение могло повлечь трудности в энергоснабжении Кыргызстана и Таджикистана в зимний период, а в перспективе значительно осложнить их планы развития производства и экспорта электроэнергии. В понедельник, 12 октября, узбекские энергетики заявили, что ГАК «Узбекэнерго» уведомила соответствующие органы в Казахстане и Кыргызстане о своем намерении обсудить вопросы изменения условий транзита электроэнергии в Кыргызстан через территорию Узбекистана. «Мы хотим ввести плату за транзит электроэнергии в Кыргызстан, который раньше считался перетоком и был бесплатным», - пояснил представитель компании.
По мнению отраслевых аналитиков, намерение Узбекистана пересмотреть условия своего участия в работе региональной энергосистемы имеет реальные основания. Собственное производство электроэнергии здесь по итогам 2008 года увеличилось на 2,3% по сравнению с 2007 годом и составило 50,1 млрд кВт/ч с потенциальной возможностью увеличения до 57 млрд кВт/ч в ближайшие годы. В энергосистеме страны действуют 42 электростанции общей мощностью 12 358 МВт, в том числе общая мощность 16 электростанций ГАК «Узбекэнерго» - 12,04 тыс МВт, что составляет около 50% генерирующих мощностей всей объединенной энергосистемы Центральной Азии. Основой энергообеспечения Узбекистана являются тепловые электростанции общей мощностью 10,6 млн. кВт.
Пять крупнейших ТЭС - Талимарджанская, Сырдарьинская, Ново-Ангренская и Ташкентская, производящие свыше 85% электроэнергии, потребляемой промышленными регионами, с 2009 года начали использовать для выработки энергии не только природный газ, но и бурый уголь, добываемый на местных месторождениях. Что позволяет увеличить их круглогодичную производительность в 3-4 раза. Летом 2008 года ГАК «Узбекэнерго» ввела в эксплуатацию линию электропередачи напряжением 500 кВ и протяженностью 169 км. Эта новая ЛЭП через высокогорный перевал Камчик соединила модернизированную Ново-Ангренскую ТЭС в Ташкентской области с густонаселенными районами Ферганской долины, раньше получавшими электроэнергию через энергосистемы соседнего Кыргызстана. В настоящий момент ни один из регионов Узбекистана серьезно не зависит от поступления электроэнергии через соседние страны.
Электрошоковая терапия
О невыгодности бесплатного транзита электроэнергии в соседние страны узбекские энергетики официально заговорили еще в конце лета. Директор восточных магистральных электросетей управления «Узэлектросеть» ГАК «Узбекэнерго» Александр Галкин заявил прессе, что осуществление транзитных поставок электроэнергии создает трудности в работе энергосистемы Узбекистана. По его словам, в случае приема электроэнергии от отдаленных источников, расположенных в сопредельных государствах, необходимо приостанавливать работу части энергоблоков собственных электростанций, что приводит к недопустимому снижению уровня напряжений на узловых подстанциях и, как следствие, к аварийным ситуациям.
«Наряду с этим будут нарушены запланированный режим работы и графики капитальных и средних ремонтов электростанций в рамках подготовки к осенне-зимнему периоду, что может поставить под угрозу стабильную работу энергосистемы Узбекистана в наиболее напряженный период времени», - подчеркнул Галкин в интервью агентству 12.uz 28 августа. При этом специалист подчеркнул, что «для Узбекистана приоритетным является безопасность национальных энергосистем, исходя из чего и принимаются все решения». В соседнем Таджикистане жалобы узбекского технолога восприняли как «теоретическую подготовку» к очередному прекращению транзита электроэнергии из Туркменистана в нынешний зимний период. Напомним, что в самый разгар лютой зимы 2008 года, которую в Кыргызстане и Таджикистане назвали «смертельной зимой», ГАК «Узбекэнерго», ссылаясь на технические неполадки, приостановила договорной транзит электроэнергии из Туркменистана в северные районы Таджикистана.
В результате в Согдийской области остановились промышленные производства, и без электроэнергии осталось более 2 млн. жителей. Столкнувшись с жестким дефицитом электроэнергии на фоне свирепых морозов, таджикские энергетики не нашли ничего лучшего, чем начать несанкционированный отбор электричества из объединенной энергосистемы ЦА. Это привело к авариям на энергоблоках Южного Казахстана и Северной Киргизии, вследствие чего Казахстан до наступления весны в одностороннем порядке отключился от единой энергосети. Подобное экстренное решение по тем же причинам уже принималось Казахстаном и в 2002 году. Согдийская область Таджикистана в настоящий момент круглогодично зависит от поставок электроэнергии из Узбекистана. Генерирующие мощности Кайраккумской ГЭС на реке Сырдарье обеспечивают не более 20% от всей потребности региона.
При этом южные регионы Узбекистана, которые взамен перетока электричества в Северный Таджикистан получали таджикское электричество, по признаниям анонимного источника в энергохолдинге «Бараки точик», уже активно перенастраивают свои линии на внутренние источники электроэнергии. По мнению таджикистанского политолога Шокирджона Хакимова, цены на транзит электроэнергии через Узбекистан могут стать недоступными для Таджикистана. «Они могут предложить такие условия, что в результате стоимость поставки электричества из Туркмении в Таджикистан увеличится в разы», - сказал Шокиров информагентству Фергана.Ру. При этом независимые аналитики не скрывают предположений, что намерения энергетиков Узбекистана могут поставить планы экспорта таджикской электроэнергии в летний период в Казахстан и Россию в зависимость от политической воли Ташкента.
Энергетики Таджикистана рассчитывают в будущем выйти на рынки Казахстана через Кыргызстан посредством строительства новых линий электропередач в обход территории Узбекистана, но это потребует больших капиталовложений. С планами развития собственной гидроэнергетики Таджикистан также связывает надежды начать экспорт электроэнергии в Афганистан, Пакистан и другие азиатские страны, после того как летом 2010 года планируется завершить строительство ЛЭП в Афганистан. Однако Узбекистан, категорически возражающий против строительства новых ГЭС на реках Памира, опередил соседей в темпах прокладки электрических коммуникаций в южном направлении, уже в сентябре 2009 года завершив строительство ЛЭП-220 кВ от подстанции в Сурхандарьинской области в афганскую провинцию Хайратон. Что является частью проекта по увеличению экспорта ГАК «Узбекэнерго» в Афганистан с нынешних 70 до 300 МВт.
Ташкент жмет на газ
Утром 14 октября глава акционерного общества «Кыргызгаз» Саламат Айтикеев вылетел в Ташкент для проведения переговоров по восстановлению объемов подачи узбекского газа в Кыргызстан. Напомним, что с 23 сентября южные регионы Кыргызстана были полностью отключены от газоснабжения, а на севере подача газа была сокращена на 30%. Узбекистан резко сократил подачу газа в Кыргызстан в связи с накопившейся задолженностью за потребленное топливо в размере $19 млн. На сегодняшний день этот долг погашен на $4,6 млн, и на этой неделе Узбекистан возобновил частичную подачу газа в город Ош, где он поступает пока только в многоэтажные жилые дома. Переговоры об объемах поставки энергоносителей и цене на них, начатые в сентябре, перенесены на конец ноября.
Кыргызстан рассчитывал, в условиях кризиса и регионального дефицита водных ресурсов, добиться от узбекских партнеров ценовых уступок и частичного списания долгов, однако усилия переговорщиков из Бишкека пока что не увенчались особым успехом. В 2009 году Узбекистан продает Кыргызстану газ по цене 240 за тысячу кубометров и начал взыскивать старые долги. По мнению аналитиков, для правительства Кыргызстана очень важно восстановить необходимый объем газоснабжения страны до наступления зимних холодов. В противном случае население начнет отапливать свое жилье электричеством, а электрические сети страны и так уже испытывают дефицит мощности в условиях слабого наполнения Токтогульского водохранилища, на котором расположена самая крупная ГЭС Кыргызстана. Министерство промышленности и энергетики Кыргызстана было вынуждено объявить о возобновлении с 1 октября веерных отключений электроэнергии.
Лимитируя подачу электроэнергии потребителям на 18%, кыргызские энергетики, в условиях относительно полноводного года, рассчитывают за зиму полностью восстановить истраченный в 2008 году объем Токтогульского водохранилища, чтобы уже в следующем году избавиться от дефицита энергии. Однако реальные условия будущей зимы, которая по многим признакам обещает вновь быть довольно суровой, могут внести коррективы в их планы. По данным отраслевых аналитиков, основными потребителями узбекского газа в Кыргызстане являются промышленные предприятия, а первую очередь - тепловые электростанции. А Бишкекская и Ошская ТЭЦ - главные должники перед «Кыргызгазом», задолжавшим Узбекистану. На октябрьском саммите глав тюркоязычных государств в Баку, где принципиально отсутствовал президент Узбекистана Ислам Каримов, президент Кыргызстана Курманбек Бакиев вроде бы договорился с президентом Нурсултаном Назарбаевым о предоставлении Казахстаном $25 млн. в качестве предоплаты за поставку электроэнергии в весенне-летний период 2010 года.
Данные средства будут, скорее всего, направлены на закупку у Казахстана топлива для Бишкекской и Ошской ТЭС на отопительный период нынешней зимы. Премьер-министр Казахстана Карим Масимов, посетивший Бишкек в минувшую среду, тоже заверил своего коллегу Игоря Чудинова, что для предотвращения зимнего энергокризиса, Казахстан гарантирует Кыргызстану помощь. В частности - поставки угля и мазута для ТЭС. Однако в ближайшей перспективе энергетические противоречия между соседями по региону могут нарастать. Кыргызстан и Таждикистан видят выход из газовой зависимости от Ташкента пока лишь в интенсификации собственной гидроэнергетики, планируя форсировать строительство Камбаратинских ГЭС на реке Нарын и Рогунской ГЭС на Памире.
С тем, чтобы по мере строительства новых плотин, получать прибыль как от летнего экспорта электроэнергии, так и, возможно, прямо или косвенно взимая плату за сохранение водных ресурсов со стран, расположенных ниже по течению Сырдарьи. Сельскохозяйственный Узбекистан такая перспектива не устраивает категорически. В многочисленных публикациях в официальной прессе Ташкента в сентябре-октябре, узбекские энергетики, ученые и экологи прямо заявляют, что «строительство и эксплуатация современных сооружений не совместимы со слабой экономикой» соседних стран. Получается замкнутый круг, как в анекдоте про девушку, которая парням не нравится из-за прыщей на лице... Некоторые аналитики полагают, что намерения Узбекистана сделать платным транзит электроэнергии через свою территорию могут служить одним из инструментов экономического давления на ближайших соседей в неразрешающихся пока противоречиях из-за водно-энергетических ресурсов.