CA-News.INFO

Central Asia regional news digest

echo-az.com

Власти ИРИ опровергают слухи о смерти аятоллы Хаменеи

17 октября 2009

Власти ИРИ опровергают слухи о смерти аятоллы Хаменеи

Echo 17/10/09

Эксперты не исключают обострения кризиса в Иране

НУРАНИ

Жив или мертв духовный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи? Вечером 15 октября новостью номер один стало заявление иранских оппозиционных сил о том, что духовный лидер страны Али Хаменеи впал в кому и, по всей видимости, скончался.

Как указывает в этой связи "Газета", "если верить редактору блогов The Daily Telegraph, первым слух о смерти Хаменеи распространил международный ресурс Realite EU. Как утверждают его создатели, сайт "поддерживается рядом лиц, обеспокоенных растущей опасностью, исходящей от Ирана"." Через несколько часов информация с Realite EU исчезла, но появилась на Pajamas Media. По сведениям этого online-агентства, еще днем во вторник с Али Хаменеи внезапно случился приступ и его срочно перевезли в больницу в коматозном состоянии. Более того, авторы "утечки" даже знали, что приступ был вызван естественными причинами, и врачи исключили возможность отравления верховного руководителя Ирана. На следующий день новость обновили. Согласно новой информации, поступившей экспертам агентства от "зеленых" - оппозиции Ирана, недовольной курсом Хаменеи и его протеже, президента страны Махмуда Ахмадинеджада, аятолла скончался. "Слухи об этом циркулируют по всему тегеранскому базару, - гласит статья. - Оппозиционеры не могут подтвердить эту информацию, однако на улицах города царит ненормальная атмосфера, что означает повышенное число сотрудников безопасности в штатском". В Интернете появилась даже информация о том, что фасады зданий в Тегеране задрапированы черным, а дикторы тоже оделись в траур.

Затем стали появляться опровержения. Посольство Ирана в Армении первым опровергло информацию о возможной кончине 70-летнего Верховного лидера Ирана аятоллы Али Хаменеи, появившуюся в четверг в западных СМИ. Как передает РИА "Новости", посольство заявило, что эти слухи "являются клеветой и не соответствуют действительности". При этом представитель иранского посольства в России в беседе с корреспондентом GZT.RU не стал комментировать информацию о возможной кончине аятоллы, а само правительство Ирана также воздерживается от каких-либо сообщений на эту тему. "Эта информация неверна, - заявил "Газете" один из сотрудников радио Ирана. - Ничто не говорит о каких-то трагических событиях подобного рода. Во вторник вечером Хаменеи выступал с официальным заявлением". По мнению собеседника "Газеты", иранские официальные лица не спешат комментировать эти слухи, поскольку любые заявления по этому поводу могут привести к новой волне слухов.

Тем не менее эксперты напоминают: в январе 2007 года в СМИ уже проходила информация о смерти аятоллы Хаменеи. К тому же духовный лидер Ирана периодически исчезает с экранов, а затем появляется похудевшим и побледневшим.

Как иронизировал еще Леонид Шебаршин, генерал разведки, руководивший агентурной сетью в Иране вскоре после антишахской революции, эмигранты - это практически не исчерпаемый источник информации обо всем, от экономики до взаимоотношений в верхах. Одно плохо - проверить достоверность полученных от них сведений невозможно. И теперь аналитики тоже затрудняются ответить на вопрос, поторопилась ли оппозиция с похоронами Али Хаменеи или же власть скрывает информацию о кончине духовного лидера, потому как эта новость - и в этом уже никто не сомневается - способна вызвать в Иране острейший кризис. Дошло до того, что московская газета "Время новостей" предположила, что это зловредный Запад не только готовится ужесточить санкции против Ирана, но и распространяет слухи о смерти его духовного лидера.

"Роль аятоллы Хаменеи в Исламской Республике неизмеримо велика,- заявил "Ъ" генеральный директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров. - Его уход именно сейчас может привести к дезорганизации общества".

Сказать, что Али Хаменеи был в Иране "политическим тяжеловесом" - ничего не сказать. Он родился в Мешхеде в семье выходцев из Южного Азербайджана. С Рухуллой Хомейни он познакомился еще 19-летним юношей и под его влиянием включился в антишахское движение. В 1981 году, после убийства террористом-социалистом президента Мохаммада Али Раджаи, занял его место и стал первым президентом Исламской республики, проработавшим полный срок. Причем начал свою деятельность на этом посту с призыва к массовым репрессиям против "уклонистов", "либералов" и т.д. В 1985 году был переизбран на второй срок. В 1989 году, когда его полномочия истекали, верховный лидер Ирана имам Хомейни умер. Его преемником должен был стать Хосейн-Али Монтазери, очень уважаемый священнослужитель и ученик Хомейни, но великий аятолла, как утверждают, разругался с ним незадолго до своей смерти и изменил завещание. Противники Хаменеи, однако, уверены, что второй вариант завещания имама, в соответствии с которым Совет мудрецов избрал Хаменеи новым верховным лидером, был сфабрикован, когда Хомейни уже был при смерти.

Теперь, впрочем, интрига намного острее. Как напоминает в этой связи "Коммерсант", ситуация в Иране после летних выступлений оппозиции, заявлявшей о фальсификации итогов президентских выборов, успокоилась неокончательно. В стране остаются несколько центров силы: умеренное духовенство борется с консервативным, и сообща они противостоят президенту Ахмадинеджаду, который добивается большей самостоятельности, опираясь на мощный в военном и финансовом отношении КСИР. До сих пор важную стабилизирующую роль в этой схеме играл Али Хаменеи. Однако имени своего преемника он не обнародовал. Эксперты полагают, что на этот пост претендуют сразу несколько аятолл - Али-Акбар Хашеми-Рафсанджани, Хосейн-Али Монтазери и Мохаммад Таги Месбах-Язди. Однако господину Монтазери уже 87 лет, к тому же он не пользуется поддержкой в широких слоях общества. А господин Месбах-Язди, являющийся духовным наставником президента Ахмадинеджада, исповедует слишком радикальные даже для Ирана антизападные взгляды.

Есть, наконец, один из сыновей Али Хаменеи - Моджтаба. Он единственный, кого врачи, если верить "источникам", допустили к отцу, к тому же на тегеранском базаре предостаточно слухов, что именно Моджтаба уже давно правит страной от имени своего престарелого отца. Но, как полагают аналитики "Ленты.ру", "против него как минимум два фактора. Во-первых, он, хоть и является священнослужителем, не пользуется сколько-нибудь серьезным авторитетом в вопросах вероисповедания и мусульманского права, как того требует Конституция от кандидата на пост верховного лидера. Во-вторых, Хаменеи, при всем его могуществе, все-таки не имам Хомейни, чье слово было законом, обязательным к безусловному исполнению. Так что его последней волей в части определения преемника Совет мудрецов может совершенно спокойно пренебречь". Напомним: духовного лидера страны избирает именно Совет мудрецов.

Плюс ко всему в Иране дает о себе знать и соперничество между религиозными деятелями и выходцами из силовых структур - позиции последних начали заметно укрепляться при Ахмадинеджаде. Своего ставленника среди претендентов на пост духовного лидера, или "рахбара", у них как бы нет, но нетрудно догадаться, что бывшие "басиджи" предпочли бы видеть на этом посту фигуру заведомо слабую. Устроит их, по всей видимости, и реализация идеи, которую здесь высказывали еще после смерти аятоллы Хомейни в 1989 году: тогда группа аятолл предлагала передать духовное руководство коллегиальному органу, то есть тому же "Совету мудрецов", а не избирать преемника вождя исламской революции. Коллегиальный же орган, в особенности в условиях иранской конкретики, окажется заведомо недееспособным.

Но наихудшим сценарием для сторонников Ахмадинеджада является, по всей видимости, победа аятоллы Хашеми-Рафсанджани, которого многие считают фаворитом. Он считается одним из самых богатых людей в Иране и возглавляет совет улемов, который и должен будет в случае необходимости избрать нового духовного лидера. "Он обладает необходимыми опытом и авторитетом для этой должности, - поделился с "Ъ" своими предположениями господин Сафаров. - Кроме того, он предсказуем, что сейчас и нужно стране". Но вот совпадают ли со страной интересы Махмуда Ахмадинеджада - это большой вопрос.

echo-az.com

Предыдущая статьяПеремен иранским азербайджанцам ждать не приходится
Следующая статья«Guardian»: Языковой вопрос и национальная идентичность в Таджикистане