Осенние торги продолжаются
Деловая Неделя, Казахстан ::16 октября 2009г. ? 39 (867)
Юрий Сигов, Вашингтон
Оставив американцев на базе Манас, Бишкек ждет от Вашингтона ответных действий
Прошедший визит в Вашингтон министра иностранных дел Кыргызстана Сарбаева еще раз подвердил: страны Центральной Азии давно уже не рассматривают на будущее варианты пророссийского развития и уж тем более не намерены отказываться от уникального шанса зарабатывать важные для себя политические очки (а также - немалые суммы в долларах и рублях) на стремлении ведущих мировых держав закрепиться (а для кого - остаться) в этом регионе.
И если бурные «выпроваживающие жесты» кыргызского парламента в адрес американской военной базы в аэропорту Манаса в прошлом году кого-то и вводили, может быть, в некое заблуждение, то нынче «игры в многовекторность», которые ведет официальный Бишкек по всем направлениям, уже предельно ясно свидетельствуют о его желании «взять, что можно, у всех - пусть даже понемножку».
Да, на сегодня для внешней политики Соединенных Штатов сам Кыргызстан интересен отнюдь не как объект политических или финансовых инвестиций, а как исключительно «подлет-площадка» для продолжения проведения афганской операции силами коалиции (причем этой войне не только не видно конца-края, но в Вашингтоне уже не могут понять даже самого смысла продолжения пребывания в этой стране своих военнослужащих).
И тем не менее, Вашингтон вынужден будет принимать на ближайшую перспективу к сведению «просьбы и пожелания» кыргызского руководства, которые и дальше гарантированно будут касаться исключительно многомиллионных сумм разного рода плат и арендных отчислений, а также прямой финансовой помощи.
Россия требует, а Кыргызстан думает
Вашингтонский вояж кыргызского министра последовал сразу же после поездки в Кыргызстан российского представителя, который при всей «закрытости» своих переговоров с кыргызским руководством, тем не менее, донес, очевидно, самый главный сигнал из Москвы: если вы хотите получить кредит в 2 млрд. долларов на сооружение Камбаратинской ГЭС (а вместе с ним - и «успокоительные переговоры» с Узбекистаном, которому это предстоящее строительство крайне не нравится), то будьте добры выполнять наши просьбы, которые при такой сумме кредита вполне можно и нужно принимать за «командирские указания».
Здесь стоит заметить, что Россия уже выделила Бишкеку 300 млн. долларов для стабилизации финансовой системы, чем в самый разгар кризиса фактически спасла Кыргызстан от очень тяжелых времен (а заодно и подсобила К. Бакиеву выиграть президентские выборы). Но тех денег уже и след простыл, а вот Камбарату строить очень хочется, и еще больше денег опять приходится просить именно у Москвы.
Поскольку Россия пока не очень наловчилась работать с выдачей денег в зависимости от политической лояльности, то ничего более «важного» для себя, чем давить на Кыргызстан, чтобы он убрал поскорее со своей территории военную базу Соединенных Штатов в Манасе, там не придумали.
В итоге официальный Бишкек осуществил тонкую операцию под названием «переименование в обмен на кредиты». В результате чего и волки остались сыты (то есть кыргызский бюджет), и овцы (пусть даже и в камуфляжной форме) целы- то бишь американская военная база, якобы столь ненавидимая и все загрязнявшая еще совсем недавно, кыргызскими парламентариями.
На данном этапе Россия, так и не получив в знак благодарности за свой кредит фактически ничего существенного от Бишкека, пытается теперь разместить на кыргызской территории свою вторую военную базу в районе Оша. Зачем она нужна, кому сия идея пришла в голову и по какой причине с такой настойчивостью подобный вариант прокачивается - спросить лучше у тех, кто по базе в Оше уже ведет переговоры.
Интересно то, что переговоры эти ведутся кыргызской стороной с Россией фактически на тех условиях, что и с американцами - то бишь за деньги, которые Москва должна будет вносить, как «большие взрослые американские дяди в Манасе» - за базирование, складирование, электроснабжение и многое другое, что, может быть, уместно было бы «стричь» с «посторонних прохожих», но уж никак не с так называемых «союзников», с которыми Бишкек состоит во всевозможных коллективных силах да военно-политических структурах.
Помимо этого Кыргызстан уже дал понять России, что в обмен на кредит в 300 млн. долларов он уже свои негласные обязательства якобы выполнил - военную базу американцев в Манасе закрыл. А то, что она осталась там, но уже под другой «крышей» - так это уже результат «многовекторных договоренностей» между Бишкеком и Вашингтоном, которые в Москве заранее по каким-то причинам не смогли или не захотели просчитывать. Вот и получилось, что американцы в самом центре Центральной Азии на удобном для авиации подскоке-подлете остались, а Россия теперь, для того, чтобы американское «военно-стратегическое отставание» в Кыргызстане как-то уравновесить, пытается создать свою собственную военную базу, да еще и ведет переговоры с Бишкеком о том, чтобы за это подкинуть ему деньжат (причем не в кредит, а «живьем», да еще на регулярной основе).
Соединенным Штатам срочно нужно что-то делать с Афганистаном. Но они не знают, что конкретно
Даже при всей значимости истории вокруг Манаса, на мой взгляд, явно раздута тема какой-то якобы невероятной важности Кыргызстана для Соединенных Штатов. Ничего они сюда не собираются по-крупному инвестировать (в отличие от Казахстана и Туркменистана), не интересуют американские компании особо кыргызские недра (поскольку прибыль там можно получить не очень большую, да и очень нескоро), да и так называемая стратегическая значимость и якобы незаменимость Манаса таковой является лишь опосредовано. Да, так сложилось, что именно в Кыргызстане разместилась военно-воздушная база США, которая потом была преобразована в транспортный транзитный центр всей коалиции государств НАТО, ведущей вот уже восемь лет войну в Афганистане. Но ровным счетом ничего существенного с точки зрения какого-то всплеска экономического и делового интереса со стороны Соединенных Штатов к Кыргызстану как не было, так и нет. Даже деятельность десятков разного рода неправительственных организаций из Америки на кыргызской территории практически никакой пользы самому Кыргызстану не приносит (да и, в принципе, такой задачи перед собой все эти структуры и не ставят). Зато у Соединенных Штатов все эти годы была детальная информация о том, что представляют из себя в Кыргызстане политические силы, чем интересуется местная молодежь и деловые круги, и кого стоит отправлять пообучаться в Америку из Кыргызстана по правительственным программам США, а кого - не обязательно.
Надо при этом отметить, что и со стороны Кыргызстана попытки как-то привлечь к себе американцев не только относительным географическим соседством с Афганистаном, но и какими-то инвестиционными выгодами практически не предпринимались. Что-то на крайне примитивном уровне делалось, кто-то из Америки по бизнесу в Кыргызстан приезжал, но ничего серьезного, и что самое главное - действительно приносящего пользу кыргызской экономике американцами так и не было сделано.
Что же касается ситуации вокруг Афганистана, то в Вашингтоне откровенно признают: мы не думали не гадали, что вся эта афганская эпопея продлится столь долго и что никакого особого улучшения положения в этой стране не будет просматриваться на горизонте даже спустя восемь лет.
Сейчас же положение администрации Барака Обамы, особенно на «домашнем фронте», таково, что с афганской кампанией нужно что-то решать кардинально, а не поверхностно. Вариантов предлагается много, но при всех них пребывание вооруженных сил Соединенных Штатов в этой стране может оказаться по времени очень длительным.
В результате перед Вашингтоном на данном этапе стоит задача обеспечить любыми средствами прочные и надежные тылы своим войскам прежде всего в государствах Центральной Азии, где Кыргызстану отводится роль снабженческого центра, и важной перевалочной базы для доставки грузов и войск в зону боевых действий.
Об этом прекрасно если не знают, то гарантированно догадываются в Бишкеке, а посему кыргызский министр иностранных дел и находился в Вашингтоне. Его задача - «под афганский шумок», который неизвестно сколько еще будет продолжаться, постараться выбить из Соединенных Штатов «по-союзнически» не один миллион долларов разного рода арендных выплат.
Что показательно: американцы согласились платить (хотелось бы, конечно, поменьше, но больно уж кыргызы наседают насчет денег), и сейчас речь идет о выделении Пентагоном суммы в 60 млн. долларов для сооружения второй взлетно-посадочной полосы в аэропорту Манас. Делается это кыргызскими властями не случайно, поскольку американцы могут в конце концов свернуть всю эту афганскую операцию и постепенно начать выводить свои войска из этого региона (что уже требуют от Обамы сразу несколько влиятельных конгрессменов).
Если же до этого времени с американскими деньгами на сооружение полосы в аэропорту Манас не подсуетиться, то он так и останется «полусовременным», в том числе и не будет подходить для приема самых крупных как пассажирских, так и грузовых самолетов.
При этом кыргызская сторона выступает (как, впрочем, и в отношениях с Россией) вроде бы в качестве партнера-союзника, но одновременно с этим до упора торгуется по поводу тех «коврижек», которые можно за подобное союзничество поиметь что с Москвы, что с Вашингтона.
Американцев в этом случае устраивает то, что в Кыргызстане ситуация достаточно прогнозируемая и стабильная, нет никаких антиамериканских настроений (шум-гам в парламенте Кыргызстана по поводу базы ВВС Соединенных Штатов в Манасе никого в Вашингтоне изначально не беспокоил), да и деньги просят кыргызы «за союзнический постой» вполне приемлемые, которые американская казна выделить в состоянии. А вот в том, что касается самого Кыргызстана, то ему приходится в своих «торгово-базовых» отношениях с Соединенными Штатами соблюдать очень тонкую грань союзнических отношений с Россией, которая тоже много чего предлагает Бишкеку и с которой можно тоже при разумной политике немало получить.
Пока максимум, что может Кыргызстан выбить из Соединенных Штатов, - это те суммы, которые они готовы платить применительно к обслуживанию своих войск в Афганистане. Ни инвестиции в энергетический сектор, ни сооружение дорог, ни развитие транспортного хозяйства американцам в Кыргызстане не выгодно, и их это абсолютно не волнует. На все эти направления деньги (или «живьем», или в виде кредитов) могут дать либо Россия (с какими-то политическими условиями), либо Китай.
Китая Кыргызстан потенциально в душе побаивается (хотя вроде бы входят обе страны вместе в ШОС, да и китайские представители периодически успокаивают власти в Бишкеке относительно своего нежелания совсем уж закабалять кыргызскую экономику, включая розничную торговлю). А с Россией кыргызские руководители уже хорошо освоили переговорные отношения, при которых Москве за все знаки союзничества и партнерства предлагается платить по определенному многомиллионному прейскуранту.
Поэтому со стороны США отношения с Кыргызстаном и дальше будут поддерживаться на максимально корректном уровне. А деньги, которые в Бишкеке будут периодически просить американцев подбросить, Вашингтон пусть и с неохотой, но все равно будет выделять. На большее же Кыргызстану от Соединенных Штатов рассчитывать на данном этапе вряд ли есть смысл. Ведь даже при наличии продолжающейся афганской войны Центральная Азия для Вашингтона все равно останется на периферии как экономических, так и инвестиционных интересов.